В настоящей главе мы не имеем возможности останавливаться подробно на генезе систолических шумов у спортсменов. Этому вопросу посвящена достаточно большая литература.
Необходимо остановиться только на одной из возможных причин возникновения систолического шума на верхушке, а именно — синдром пролапса митрального клапана.
СПМК представляет собой западение одной или обеих створок митрального клапана в полость левого предсердия, происходящее при систоле левого желудочка. Такое западение создает условия для возникновения регургитации (а следовательно, и систолического шума), степень которой зависит от глубины западения створок клапана. По мнению большинства авторов, изучавших синдром пролапса митрального клапана, в его основе могут лежать как анатомические, так и функциональные изменения четырех основных структур — створок митрального клапана, хордального аппарата, митрального кольца и, наконец, самого миокарда левого желудочка.
Характерными аускультативными признаками синдрома пролапса митрального клапана являются поздний систолический шум, который следует за дополнительным тоном — систолическим щелчком, возникающим в середине систолы и получившим название мезосистолического клика. Все это имеет достаточно четкую фонокардиографическую картину.
С появлением метода эхокардиографии, позволяющего видеть движение створок митрального клапана, синдром пролапса митрального клапана получил четкое объективное подтверждение (рис. 3), и в литературе стало появляться все больше работ, посвященных СПМК, выявляемому у лиц, обратившихся за медицинской помощью по поводу различных жалоб (на неопределенные боли в области сердца, одышку, общее недомогание, нарушение ритма сердца и т. п.).
Проведенное нами эхокардиографическое обследование нескольких сот молодых людей, не предъявляющих жалоб, показало, что синдром пролапса митрального клапана может быть одной из причин возникновения функционального систолического шума. Оказалось, что у здоровых людей с наличием так называемого функционального систолического шума синдром пролапса митрального клапана встречается в 22,7%, в то время как у лиц без систолического шума — в 8% случаев, причем существенной разницы между спортсменами и не спортсменами не выявилось (соответственно 15,3% и 12,5%).
Таким образом, во-первых, оказалось что синдром пролапса митрального клапана может не проявляться никакими симптомами и встречаться у молодых здоровых людей. Во-вторых, СПМК в ряде случаев является причиной так называемых функциональных систолических шумов у спортсменов. Факт исчезновения у ряда спортсменов функциональных систолических шумов с возрастом свидетельствует о том, что адаптация к физическим нагрузкам способствует укреплению папиллярных мышц и ликвидации СПМК.
Все же нельзя считать вопрос о синдроме пролапса митрального клапана окончательно решенным, и если в настоящее время нет достаточных оснований не допускать лиц с синдром пролапса митрального клапана к занятиям спортом, то они все же требуют тщательного врачебного наблюдения.