В отказе от еды всегда лежат конкретные причины

Страницы: 1 2

Очень часто родителей беспокоит плохой аппетит ребенка, его отказ от еды, рвота после приема пищи. Иногда дети начинают есть лишь в том случае, если им читают сказки, поют песни, обещают подарки и даже танцуют перед ними. Правильное питание имеет большое значение для здоровья и нормального развития организма. Нужно очень внимательно следить, чтобы оно было полноценным, в каждом отдельном случае тщательно анализируя жалобы. Самым полноценным питанием в первые месяцы жизни является грудное молоко, так как оно содержит все необходимое для роста и развития ребенка. Ответственным является период, когда начинают давать прикорм. Здесь также надо следить за часами кормления, за качеством прикорма и разнообразием пищи, потому что при однообразном питании ухудшается аппетит ребенка.

Прикорм следует начинать примерно с 6 месяцев, к годовалому возрасту ребенка можно отнять от груди.

Основными пищевыми веществами являются белки, жиры и углеводы. Белки содержатся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, бобовых растениях и некоторых крупах. Крупы надо хорошо разваривать и до 1,5 лет давать в виде пюре, ввиду того что они плохо усваиваются ребенком. С появлением зубов, наоборот, овощи нужно давать непротертые, чтобы приучить ребенка к активному жеванию. Жиры лучше давать животные и растительные, избегая до 3 лет употребления говяжьего и бараньего сала, которое плохо усваивается. Меню составляется так, чтобы мясо и рыбу ребенок получал 4—5 раз в неделю. Применение жиров должно соответствовать установленным нормам. Как основной источник энергии ребенку необходимы углеводы, которых много в хлебе, муке, крупах, овощах, фруктах, ягодах. Огромное значение для развития ребенка имеют витамины и минеральные вещества. В настоящее время известно около 25 витаминов. Достаточно вспомнить, что при недостатке витамина А задерживается рост, заболевает кожа, снижается зрение. Его много в сливочном масле, молоке, яичном желтке, рыбьем жире и печени. Витамин А содержится и в овощах, но в виде особого вещества — каротина (морковь, томаты, шпинат и др.). В организме человека он превращается в витамин А.  Пониженное содержание витамина D вызывает рахит. Он содержится в рыбьем жире, яичном желтке и икре. Такое же значение имеют и другие витамины — В1, В12, С, PP. Их недостаток понижает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, наступают нарушения со стороны нервной системы, появляются кожные заболевания, изменяется кроветворение и т. д. Минеральные вещества также имеют большое значение, особенно соли кальция, фосфора и железа. Кальций и фосфор необходимы для формирования костной ткани, мышц, нервной системы, а железо входит в состав красящего вещества крови. Кальция много в молоке и молочных продуктах, желтке и овощах. Фосфор содержится в мясе, сыре, яичном желтке, овсяной крупе, грецких орехах. В этих же продуктах содержится большое количество железа. Ребенок должен получать с пищей необходимое количество воды. Часто отсутствие аппетита зависит от измененной деятельности слюнных желез. Пониженная секреция слюнных желез возникает при однообразной пище или при злоупотреблении сладостями. Во время пониженной секреции пища механически начинает раздражать слизистую рта, дети ее с трудом пережевывают, проглатывают, а мы, не зная об этом, начинаем кормить их насильно, наказываем, создавая отрицательное отношение к приему пищи. Часто та же причина лежит в основе рвоты во время еды.

На плохой аппетит влияют болезненные процессы, поражающие ребенка (инфекция, интоксикация, наличие глистов, нарушение обмена веществ, запор, болезни носоглотки и пр.). Большое значение имеют несоблюдение режима и психические травмы. У нездорового ребенка часто бывает обложенный белым налетом язык, указывающий на пищевое расстройство. Настаивать на приеме пищи не следует, так как отсутствие аппетита в этих случаях даже полезно.

Иногда, как указывала Т. П. Симеон, отказ от еды возникает как следствие сочетания пищи с неприятным воспоминанием о еде (ребенку дали горячую или невкусную, пищу или его испугали во время еды). Имеют значение также однообразная пища и неспокойная обстановка, окружающая ребенка, изнеживание, загруженность излишними впечатлениями. Мы можем ликвидировать почти все эти причины, нужно лишь внимательно проанализировать окружающие условия и обратиться за помощью к врачу. Нельзя высказывать тревогу при детях; нельзя кормить их насильно; нельзя задабривать подарками и читать во время еды, а также петь — все это не избавит от возникших нарушений, тем более что дети часто в дальнейшем пользуются своей «болезнью», потому что им нравится быть в центре внимания.

Пятилетняя Катя соглашалась есть только тогда, когда взрослые читали ей сказки. Войдя ко мне в кабинет, она сразу поставила меня в известность: «А я нервная»,— явно рассчитывая на эффект. Потом она сообщила мне, что они собираются в театр с мамой. «Я очень нарядная сегодня?»— спрашивала она меня, желая, чтобы я обратила внимание на огромный, в несколько этажей, бант на голове, явно мешающий девочке. Выяснилось, что Катя никогда не ест без уговоров и слез. Режим кормления и общий режим у девочки не соблюдаются. Она ложится спать только после просмотра всех телевизионных передач. Когда я ее спросила: «Какая у тебя любимая сказка?», то девочка ответила: «Я очень люблю сказку про солдата и смерть... страшная была смерть. Он посадил ее в мешок... Она не сможет прийти к нам?» — спросила она меня, и в ее глазах была такая тревога, какой не может быть в глазах маленького ребенка. Кроме отказа от еды, у Кати после приема пищи часто была рвота, которая вызывалась из-за неправильного отношения взрослых. «Мы все собирались вокруг нее, если она не хотела есть. При рвоте мы пытались ее снова кормить насильно, пробовали даже наказывать»,— говорила мать.