Контакт между семьей и детским садом

Страницы: 1 2 3

В добавление ко всему изложенному в этой главе нам бы хотелось остановиться на важности контакта между родителями и воспитателями и его значении для нервно-психического здоровья ребенка.

Во всех предыдущих главах подробно говорилось о том, какую огромную роль в формировании нервно-психической сферы имеет продуманное, целенаправленное воспитание.

Жизнь дошкольника проходит обычно в семье и в детском саду. Поэтому само собой понятно, насколько важна единая линия воспитания, тесная связь между семьей и детским садом. Этот контакт касается целого ряда сторон жизни ребенка. Желательно, чтобы распорядок дня, питание, время сна не слишком отличались дома от распорядка в детском саду. Если ребенок приучен в детском саду сам одеваться, стелить свою постель, убирать игрушки и т. п., то он должен выполнять это и дома; ребенку, приученному в детском саду к чистке зубов, причесыванию, обязательному мытью рук перед едой, пользованию столовым прибором и т. п., нельзя дома «ради праздника» разрешать не чистить зубы или есть руками.

Однако основное внимание в данной книге следует заострить на единстве оценок поведения ребенка, ибо противоречие в педагогических установках, оценках поступков ребенка может покалечить его психику.

Между тем на практике, к сожалению, нередко связь между семьей и детским садом оказывается недостаточно тесной, действия их не координированы, а порой и противоречивы.

Когда утром мать приводит ребенка в детский сад, медицинская сестра осматривает его — нет ли сыпи на теле или красноты в горле, а вечером мать, забирая ребенка, также осматривает его — нет ли синяков и царапин. Такой чисто внешний осмотр был бы достаточен при передаче ценного, но неодушевленного предмета, но ребенок, кроме тела, имеет и «душу». Воспитателям и родителям не менее важно знать, как ребенок был настроен в течение дня, как себя вел, подвергался ли каким-либо взысканиям, поощрялся ли.

Обычно воспитатели рассказывают родителям только о проступках ребенка, чтобы те наказали его. О хорошем поведении ребенка, его настроении или поступках, не требующих наказания, воспитатели редко рассказывают родителям.

Родители со своей стороны, никогда не слыша ничего положительного о детях, а только жалобы, нередко заявляют, иногда и при детях, что к ним придираются, что дома они ведут себя хорошо и что, следовательно, в детском саду просто не умеют правильно подойти к ребятам. Все это настраивает ребенка против воспитателей, а иногда и побуждает его поступать назло им.

Иллюстрировать важность контакта семьи и детского сада можно следующим случаем.

В кабинет к детскому психиатру мать и заведующая детским садом приводят пятилетнюю Катю. Заведующая кладет на стол бумагу, подписанную двадцатью родителями, в которой выражено категорическое требование убрать из детского сада эту «психически ненормальную» девочку.

Катя обычный нормальный ребенок. До недавнего времени она не посещала детского сада, жила с отцом и неработающей матерью в однокомнатной квартире. Отец ушел из семьи, и мать принуждена была идти работать на полторы ставки, а Катю устроила в круглосуточный детский сад. Катя привыкла подчиняться только матери, признает лишь ее авторитет. В детском саду она стала своевольничать: на прогулках шла не туда, куда воспитатели вели группу, а куда ей заблагорассудится, открывала водопроводные краны, устраивая «потоп», вынимала продукты из холодильника.

На замечания персонала она не обращала внимания, а попытки наказать ее не увенчались успехом, так как при лишении ее сладкого она сама брала его с приборов соседей по столу, при требовании воспитателей стоять в углу, спокойно уходила оттуда. Ранее послушные дети стали ей подражать, что и создало в группе крайне трудную обстановку. Родители и воспитатели потребовали убрать из детского сада девочку, дезорганизующую и разлагающую детский коллектив. Заведующая настаивала на выполнении этого требования, а мать доказывала, что она не может оставлять пятилетнего ребенка одного в квартире. Страсти были накалены до предела. Заведующая детским садом упрекала мать в том, что она безобразно распустила девочку, а мать заявляла, что дома дочка ведет себя хорошо и, следовательно, в детском саду к ней или придираются, или не умеют взять ее в руки.

Требовалось убедить обеих, что их интересы не антагонистичны, что они равно заинтересованы в приучении Кати к нормальному поведению в детском саду, что они должны быть союзниками и помогать друг другу.