Автор раздела — детский врач-психиатр С. Г. Файнберг. Его многолетний врачебный опыт показывает, как часто, казалось бы, незначительные ошибки родителей в воспитании детей приводят к серьезным последствиям, вызывая тяжелые расстройства нервной системы ребенка. В разделе анализируются причины возникновения различных неврозов у дошкольников, рассматриваются методы предупреждения и лечения детской нервности, приемы искоренения вредных привычек.
Адресуется родителям и воспитателям.
1. Ошибки в воспитании маленького ребенка — одна из основных причин развития невроза
2. Основные принципы воспитания психически здорового ребенка
3. Дети бывают разные
4. Механизм возникновения неврозов и реактивных состояний у дошкольников
5. От каприза до истерии один шаг
6. Почему ребенок становится неврастеником
7. Навязчивые состояния у детей
8. Трудные дети и подход к ним
9. Бойтесь закрепления дурных привычек у детей
10. Еще о некоторых нарушениях, связанных с нервной системой
11. Органические заболевания нервной системы у детей
12. Основные принципы психотерапии в дошкольном возрасте
13. Контакт между семьей и детским садом
14. Влияние обучения в школе на нервную систему ребенка
Уже почти 15 лет при психоневрологическом диспансере Ленинско-Кировского района Ленинграда автором этого раздела проводится открытый психопрофилактический прием детей. На этот прием родители и воспитатели (независимо от места их жительства, без всяких направлений) приводят для консультации детей с различного вида неврозами, капризами, страхами, упрямством, дурными привычками, недержанием мочи и иными нарушениями в нервно-психической сфере.
Под систематическим наблюдением автора находилось свыше 3500 детей с различными нервными дефектами.
Опыт показал, что в подавляющем большинстве случаев правильно подобранными воспитательными мероприятиями (иногда с добавлением медикаментов) удается прочно ликвидировать все нервные явления, причем чем раньше начато исправление, тем оно легче и результаты лучше.
Наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактические и психотерапевтические мероприятия проводятся еще в дошкольном возрасте. Именно в этом разрезе автором и был написан цикл статей под названием «Из кабинета психоневролога», опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в декабре 1964 года, в 1965 и 1966 годах.
Этот материал, переработанный и дополненный, и составил содержание настоящего раздела. Автор старался осветить в ней те вопросы, которые задавали ему в своих многочисленных (свыше 800) письмах читатели.
Хотя раздел рассчитан в первую очередь на широкие массы родителей и воспитателей, в нем описывается ряд новых и оригинальных приемов предупреждения и исправления различного рода нервных срывов у детей, которые оправдали себя на практике и будут интересны психоневрологам.