Контакт между семьей и детским садом

Страницы: 1 2 3

Договорились, что в детском саду к Кате первое время будут очень снисходительны, будут меньше от нее требовать, запрещать лишь то, что действительно недопустимо, не замечая мелких нарушений режима, т. е. стараться, чтобы конфликты между девочкой и работниками детского сада возникали как можно реже. Условились, что некоторое время мать будет брать Катю ежедневно на ночь домой, узнавая о ее поведении в детском саду. Если девочка вела себя приемлемо, без грубых нетерпимых нарушений, мать ее каждый раз хвалила, ласкала, награждала чем-либо; в случае грубых нарушений, когда Катя не подчинялась требованиям персонала, мать ее наказывала. Тем самым Катя убедилась, что требования матери и воспитателей едины, что этим требованиям подчиняться действительно необходимо и что ей будет жить куда легче и приятнее, если она перестанет своевольничать. Через некоторое время Катю можно было уже перевести на обычный режим круглосуточного детского сада и жалобы на нее прекратились.

Одним из наиболее трудных является вопрос о поощрениях и наказаниях, которые могут применяться к дошкольнику в детском саду и в семье. Утверждение, что на дошкольника можно воздействовать лишь словами, объясняя ему, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо поступать, к сожалению, остается лишь красивой декларацией, и без реального поощрения наградой желательного поступка и применения взыскания за нежелательный порою обойтись нельзя.

В одной из предыдущих глав уже цитировались слова П. К. Анохина о том, что есть несколько форм подавления ненужных и нежелательных для педагога поступков. Можно угрожать наказанием, можно обещать награду и можно создать разветвленную систему широких мотивов морального и социального характера. При воспитании ребенка приходится прибегать ко всем трем вышеуказанным формам воздействия, лишь постепенно, по мере роста сознательности ребенка, переходя все больше от двух первых к последней, высшей форме.

Из первых двух форм, как мы уже указывали в предыдущих главах, надо чаще прибегать к награде, чем к наказанию. Всякое наказание, огорчая ребенка, вызывая у него отрицательные эмоции, является тем самым небезразличным для его нервной системы. Наказание не должно быть обычным явлением в жизни ребенка и может применяться как исключение лишь в тех случаях, когда убеждение и поощрение оказываются недостаточными. Чем выше мастерство воспитателей, тем реже приходится прибегать к наказаниям.

Но каким бы ни было наказание, оно не должно унижать ребенка. Ребенку нужно доступно объяснить, что стыдно совершать нехорошие поступки, а не нести за них наказание,— истину, которую часто не осознают и некоторые взрослые, придерживающиеся принципа «не пойман — не вор».

Мы считаем, что в дошкольном возрасте нельзя в порядке наказания выставлять провинившегося на осуждение или осмеяние коллектива детей, ибо в этом возрасте детям трудно оценить степень вины и необходимую меру осуждения, которую заслужил их товарищ, и поэтому на публично наказанном может остаться клеймо «плохого».

Не надо, пытаясь исправить ребенка, угрожать, что вы расскажете другим детям о его поступках,— пусть ему будет стыдно. Увлечение этим пагубным методом «товарищеского осуждения» доходит до того, что находятся такие «воспитатели», которые выставляют ребенка, взявшего чужое, перед строем детей, которые кричат ему: «Вор!»