Почему ребенок становится неврастеником

Страницы: 1 2 3 4

У подавляющего большинства нервных детей при обследовании обнаруживается неврастения. Неврастения — самый распространенный вид невроза как у детей, так и у взрослых. То, что в общежитии понимают под «нервностью»: плаксивость, раздражительность, плохой сон, боли в разных местах тела, утомляемость и т. п. — и является проявлением неврастении.

Если при истерии (о которой мы говорили в предыдущей главе) наблюдаются разнообразные проявления, не встречающиеся у здоровых людей, возникшие как защитная реакция на жизненные трудности, то при неврастении нервные проявления скорее количественно, чем качественно, отличаются от тех ощущений, которые могут возникать и у здоровых.

Чем же отличается неврастеник (все равно ребенок или взрослый) от здорового? Основное отличие заключается в том, что у неврастеника снижен порог раздражимости нервной системы. Поэтому те ощущения (идущие из внешней среды или от органов собственного тела), которые не доходят до сознания здорового, оказываются ниже порога его восприятия и им не замечаются, беспокоят неврастеника, а те ощущения, которые, « будучи достаточно сильными, замечаются и здоровым (выше нормального порога восприятия), оказываются для неврастеника непереносимо сильными и выводят его из равновесия.

Поясним эту мысль примерами. Неврастеника беспокоит, например, сердцебиение или пульсация крови в висках, это ему мешает. Действительно, у него, как и у любого другого человека, бьется сердце и пульсируют артерии. Но у здорового эти ощущения находятся ниже порога его восприятия, и он их не замечает. Здоровый слышит лязг проезжающего по улице трамвая или шум за стеной, но они ему не мешают, а те же звуки не дают уснуть неврастенику. Замечание или отказ огорчают или раздражают и здорового человека, но для неврастеника это уже настолько крупная неприятность, что она надолго может вывести его из равновесия, вызывая различные нервозные реакции.

Как и всякий невроз, неврастения возникает в первую очередь под воздействием неблагоприятных психологических, или социальных, условий. У детей, которые нас здесь интересуют, неврастения возникает чаще всего из-за неправильного педагогического подхода. Как правильно подчеркивают В. Н. Мясищев, А. М. Свядощ и целый ряд других ведущих советских психоневрологов, основная причина невроза всегда в психологических воздействиях. В тех случаях, когда похожая на неврастению картина (все равно у взрослого или у ребенка) развивается вследствие физической слабости организма (врожденной или приобретенной), это так называемая «псевдоневрастения», т. е. ложная неврастения. Это уже не невроз, и для предупреждения и излечения такого состояния в первую очередь нужны не воспитательные средства, а воздействие на ту причину, которая вызвала это ослабление организма: введение противоинфекционных препаратов, витаминов, гормонов и т. п. Это заболевание из области компетенции педиатра, инфекциониста, эндокринолога и других специалистов, а не психоневролога, и рассмотрение их выходит за рамки данной книги.

Ребенок-неврастеник является в первую очередь продуктом неправильного воспитания, а всякого рода соматические, ослабляющие моменты (инфекции, ушибы, плохое питание и т. п.), хотя и играют существенную роль, создают лишь благоприятную почву для развития невроза. В отличие от неврастеника у ребенка-невропата (проявления нервности у которого иногда похожи на неврастению) основной причиной являются перенесенные инфекции или повреждение мозга, а ошибки в воспитании лишь закрепляют и обостряют болезненные проявления характера. О невропатиях и психопатиях мы будем специально говорить в одной из последующих глав.

Неврастения может проявляться в одной из двух форм: астенической или гиперстенической. При астенической форме (возникающей на фоне слабого типа нервной системы) ребенок пуглив, плаксив, ослаблен; при гиперстенической (возникающей на фоне неуравновешенного типа) ребенок излишне шумлив, непоседлив, вспыльчив. Иногда обе эти формы сочетаются у одного и того же ребенка, недаром неврастению некоторые называют «раздражительной слабостью», подчеркивая этим одновременно слабость и раздражительность неврастеника.

У дошкольников (сила обоих нервных процессов у которых еще относительно слаба) мы чаще сталкиваемся с астенической формой неврастении. Проявления у маленького ребенка резкой агрессивности, непослушания, драчливости и т. п. чаще оказываются не гиперстенической формой неврастении, а проявлением невропатии.