Органические заболевания нервной системы у детей

Страницы: 1 2 3 4

Умственная дефектность ребенка, так называемая олигофрения, может быть обусловлена перенесенным во внутриутробном или в раннем послеродовом периоде энцефалитом, травмой мозга, поражением плода каким-либо специальным возбудителем, как это имеет место при токсоплазмозе, несовместимостью крови родителей по так называемому резус-фактору, наличием лишних хромосом в ядрах клеток, как это имеет место при болезни Дауна, может быть вследствие алкоголизма родителей и ряда других причин.

Олигофрения по степени выраженности умственной неполноценности делится на три группы: идиотизм (самая тяжелая степень, при которой умственное развитие останавливается на уровне грудного возраста), имбецильность (средняя степень, при которой умственное развитие достигает уровня ребенка 2—3-летнего возраста) и дебильность (самая легкая, при которой дети поддаются обучению, но в специальных школах). В практике детских садов приходится сталкиваться лишь с дебильностью, так как при идиотизме и имбецильности дети помещаются в специальные детские учреждения.

Не останавливаясь здесь подробно на различных вопросах, связанных с олигофренией, мы коснемся лишь некоторых принципов воспитания умственно отсталых детей.

Очень важно своевременно распознать как степень, так и особенность умственного дефекта ребенка. Иногда за дебилов принимают детей, у которых по тем или иным причинам просто отстает темп умственного развития. Такой ребенок к семи годам не готов к школьному обучению, так как по своим психическим качествам он является еще дошкольником. Направлять его в специальную школу не надо, лучше задержать его в детском саду на год.

При настоящей дебильности ребенок к обучению в нормальной школе обычно непригоден. Иногда в первых классах он путем механического запоминания формально как будто бы осваивает программу, но не понимает ее сущности; такой ребенок все равно не сможет продолжать обучение в массовой школе.

Иногда причиной того, что ребенок не осваивает начатков грамоты, счета и других доступных его возрасту знаний и навыков, является не его умственная неполноценность или задержка в развитии, а нежелание приобретать эти знания. Надо в каждом отдельном случае разобраться в причинах этого нежелания. В одних случаях дошкольнику еще трудно длительно сосредоточивать свое внимание, в других — обучение кажется (к сожалению, не всегда безосновательно) ребенку слишком скучным, в третьих — ребенок не желает освоить грамоту и счет, так как не чувствует их необходимости — практической полезности.

Поясним последнюю мысль примером.

Случай с первоклассницей Ритой был не совсем обычный: она заявила матери, что не хочет учиться, что ей это не нужно. Никаких конфликтов в школе у Риты не произошло, способности у нее средние, девочка спокойная, разумная, в быту трудолюбивая; она подметает комнату, моет посуду, пришивает пуговицы и выполняет многие другие домашние работы. Воспитанная в трудовой семье, она видит, как работают ее мать и соседи, понимает, что это нужно, что, как она сама выражается, «без этого нельзя». Однако ни мать, ни соседи (люди физического труда) не упражняются в писании палочек или букв, не декламируют басен и не решают примеров. Рита твердо убеждена, что все это не нужно, что лишь детей заставляют «этим заниматься», а рассуждения взрослых о пользе образования до семилетней девочки не доходят, она им не верит.

Я останавливаюсь на этом случае потому, что такие мысли бродят в головах многих детей и лишь покорность, привычка к послушанию не дают им так решительно сформулировать свой протест.

Как поступить с Ритой? Конечно, раз не действует убеждение, можно было бы применить силу, заставить ее заниматься в школе, хочет она этого или нет; но это был бы не лучший выход, и мы избрали другой путь.

Нужно было создать такую обстановку, которая заставила бы девочку убедиться на собственном опыте, что знания, получаемые ею в школе, полезны и применимы не только в будущем, но и в ее сегодняшней повседневной жизни. Мать, уходя на работу, стала оставлять ей записки, из которых Рита, приходя из школы, узнавала, где она найдет еду,— стала понятна польза грамотности. Когда Рита просила купить ей мороженого, мать начинала вместе с ней считать, сколько у нее есть денег, сколько из них надо потратить на другие необходимые покупки, и только после этого вычисляла, что хватит денег и на мороженое,— стала понятна польза арифметики. Вскоре Рита уже ходила в школу без всякого принуждения.