Ошибки в воспитании маленького ребенка — одна из основных причин развития невроза

Страницы: 1 2

Нервность портит жизнь самому ребенку, лишает его детских радостей, мешает его успехам в школе. Нервный ребенок труден, порой непереносим в семье и детском саду, он мешает товарищам, часто дезорганизует детский коллектив, заражая его своим дурным примером. Не только воспитание и обучение такого ребенка, но даже общение с ним порой становится мучением для воспитателей и родителей. Уже всего сказанного было бы достаточно, чтобы понять, почему вопросы предотвращения и устранения различного рода нервных проявлений у детей стоят в центре внимания медицинской и педагогической науки.

Однако главная опасность все же не в этом.

Сотни раз анализируя причины возникновения того или иного невроза у взрослого, мы снова и снова убеждаемся в том, что почва для его возникновения закладывалась в раннем детстве и в подавляющем большинстве случаев была вызвана не врожденной неполноценностью нервной системы или поражением ее каким-либо заболеванием в раннем периоде развития, а неправильным воспитанием.

К нам на консультацию прислана выпускница консерватории, которая так «расстроилась», когда ей предложили ехать педагогом музыкального училища на периферию, что у нее появились тяжелые истерические припадки, во время которых у нее слабеют ноги, она падает, бьется, кричит. Такая необычная «защита», с помощью которой девушка пытается избавиться от нежелательного для нее распределения, не зависит от воли больной. Виновата не она, а ее родители, которые, когда в раннем детстве капризная девочка, будучи чем-либо недовольна, бросалась на пол и била ногами, во всем ей уступали и тем самым закрепили возможность возникновения тяжелой истерии.

Взрослый мужчина живет в постоянном страхе, превратившем его жизнь в сплошной кошмар. Больше всего он боится упасть с высоты: он не решается пройти через мост, выйти на балкон, подойти к открытому окну или пролету лестницы. Оказывается, его в детстве все время предостерегали, чтобы он не влезал на дерево или лестницу, так как оттуда легко упасть. А однажды, когда ему было три года, чтобы отучить малыша подходить к открытому окну, кто-то из взрослых, когда он смотрел в окно, схватил его внезапно сзади и, перебросив через подоконник, подержал его так несколько секунд. Кроме высоты, он боится заразы, простуды и ряда других вещей, от которых его предостерегали и которыми его запугивали в детстве. Приучая, казалось бы, к разумной осторожности, сделали из человека психического инвалида.

Из судебных органов к нам в диспансер для установления характера душевного заболевания была прислана тяжелая кверулянтка, т. е. больная с навязчивой склонностью писать необоснованные жалобы и доносы. На совести этой женщины около десятка жертв, погубленных ее лживыми доносами в тот период, когда каждое обвинение легко принималось на веру. Выяснилось, что, когда она еще посещала детский сад, воспитательница поощряла наушничество, всячески приучая девочку сообщать, кто из детей в чем провинился, а когда таких происшествий не было, упрекала девочку, что она покрывает озорников, и заставляла тем самым выдумывать на ребят и напраслину.

Также из следственных органов в психоневрологический диспансер присланы для установления вменяемости молодой рабочий, ударивший «в запальчивости» мастера, сделавшего ему замечание, и инкассатор, совершившая подчистку в платежной ведомости. Первый в детстве мог в раздражении ударить даже собственную мать, и родители, считая сына «нервным», прощали ему подобные поступки, а второй мягкие воспитатели прощали в дошкольном возрасте воровство сладостей и игрушек у подруг, объясняя это особой навязчивой склонностью к воровству, так называемой клептоманией, а позднее — подчистки отметок в школьном дневнике, предпочитая «не травмировать» нервную девочку.

На грани самоубийства находился направленный к нам юноша, который обнаружил, что он импотент. «Я уже давно с ужасом ожидал, что так это и будет,— рассказывал он,— ведь меня в детстве уже предупреждали, что если я буду «баловаться», я вырасту больным, и, став старше, я понял, какой болезнью я должен буду расплачиваться за привычку к онанизму». Не сам онанизм, а внушенный ребенку страх перед его последствиями привели к катастрофе.

Таких самых разнообразных примеров, когда те или иные ошибки в воспитании маленького ребенка приводили в дальнейшем к различным нервно-психическим нарушениям у взрослых, можно было бы привести еще очень и очень много.

Известно, что характер человека, склад его личности, особенности поведения, состояние его нервной системы складываются в раннем детстве. Это неоднократно подчеркивали крупнейшие педагоги — Ушинский, Макаренко и многие другие. Об этом говорит и народная мудрость: «Посеешь поступок—пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер», «Учи ребенка, пока поперек лавки ложится» и т. п.

Однако мы не всегда представляем себе, насколько характер развития человека зависит от тех влияний, которым подвергается ребенок в раннем детстве.