Влияние обучения в школе на нервную систему ребенка

Страницы: 1 2 3

Иногда ко мне приходят родители за советом, как им поступить, если их ребенок (особенно первоклассник) получил «двойку». Здесь нужно прежде всего разобраться, за что он получил «двойку». Если за каждую плохую оценку, полученную ребенком за незнание чего-то, отчитывать и наказывать его, у него разовьется страх перед школой; школьные занятия, о которых ребенок раньше так мечтал, становятся ненавистными, так как любая допущенная им ошибка всегда грозит ему карой,— ребенок становится запуганным неврастеником. Однако если относиться к полученной ребенком «двойке» безразлично, не рассматривая ее как совершенно нетерпимое явление, ученик привыкает к «двойкам», они его уже не пугают и он не пытается избежать их и в дальнейшем,— ребенок становится разболтанным лентяем.

Поэтому следует прежде всего тщательно разобраться, за что была получена плохая оценка. Наказывать за «двойку» следует в том случае, если она была поставлена за недобросовестность, лень, шалость.

Каждая «двойка» для ученика с I же класса должна быть исключительным событием, чрезвычайным происшествием.

Кстати, о поощрениях за хорошие и наказаниях за плохие отметки. Вопрос этот много сложнее, чем кажется на первый взгляд. Казалось бы, желанная награда за успешную учебу и суровое наказание за плохую должны стимулировать ребенка к повышению своей школьной успеваемости. Но это не так. Труд, требующий тонкой дифференциации (а учебный процесс относится, конечно, к этому виду деятельности), становится менее продуктивным при резких стимулирующих воздействиях. Собаку можно отучить хватать мясо со стола, ударив ее за это плеткой. Но если вы хотите обучить собаку даже простейшей дифференцировке, например протягивать лапу при виде круга и не протягивать при виде квадрата, и будете для этого подкармливать собаку, когда она протягивает лапу к кругу, и ударять при попытке протянуть лапу к квадрату, собака перестанет протягивать лапу не только к квадрату, но и к кругу.

Если вы пригрозите ребенку, идущему в школу: «Посмей только принести «двойку!» — вы тем самым создадите все предпосылки именно к тому, чтобы он испугался, растерялся при ответе и получил «двойку». Конечно, все это относится не только к проверке школьных знаний. Ребенок, которому угрожают наказанием или даже только кричат на него за то, что ему не удается освоить какие-либо навыки или процедуры (аккуратно, не пачкаясь, есть, одеваться, овладеть грамотой, счетом, пришиванием пуговиц и т. п.), будет осваивать эту премудрость несравненно медленнее и с большим трудом, чем ребенок, которого будут спокойно, ласково поощрять, заверяя, что ничего нет страшного, если сегодня это ему не удалось — удастся завтра.

Данное положение касается не только наказаний, но и наград.

Ребенок, слишком остро заинтересованный в хорошей оценке, за которую ему обещана особенно желанная награда, будет сильно волноваться, как и ребенок, запуганный суровым наказанием, и результат также будет чаще плачевным. Ученик должен знать, что надо спокойно, в меру своих сил и понимания, отвечать у доски или выполнять контрольную работу, не испытывая страха за исход проверки.

Вообще очень важно еще до школы, заблаговременно, приучить ребенка не волноваться при проверке его знаний, в какой бы обстановке это ни происходило.

Для этого, с одной стороны, нужно объяснить ребенку, что любой экзамен или ответ есть лишь радостная возможность показать свои знания, проверить их и дополнить, если они были недостаточными; что никто не преследует цели «провалить» его, поставить плохую отметку, осмеять; что ответ у экзаменационного стола или доски в классе преследует не столько цель проверить его знания, так как педагог и так имеет полное представление об ученике по его повседневной работе, сколько приучить его не теряться при ответах и публичных выступлениях.