Влияние обучения в школе на нервную систему ребенка

Страницы: 1 2 3

Данный раздел посвящен неврозам у дошкольников, поэтому мы не касались в нем вопросов предупреждения и устранения тех нервных проявлений, которые характерны для школьного периода. Однако некоторых вопросов влияния на нервную систему обучения в школе, нам кажется, необходимо здесь коснуться, так как родителям и воспитателям старших дошкольников надо подготовить своих детей к наступающему важному в их жизни этапу.

Насколько он ответствен и в нервно-психическом отношении труден для детей, показывает хотя бы тот факт, что среди первично приводимых к нам на психопрофилактический прием детей с различными нервными нарушениями дети в возрасте от 7 до 10 лет составляют 40%. Такая повышенная нервно-психическая травматизация именно в начале школьной жизни не случайна.

При поступлении ребенка в школу меняется весь уклад его жизни, ломается, как мы говорим физиологическим языком, привычный стереотип поведения. На плечи ребенка впервые ложатся серьезные обязанности, его «общественная ценность» в основном начинает определяться тем, как он с ними справляется, как оцениваются его школьные успехи.

Если до этого взрослые требовали от дошкольника в первую очередь лишь соблюдения элементарных правил поведения, предоставляли ему возможность заниматься и увлекаться, чем он хочет, следя лишь за тем, чтобы эти занятия не приносили вреда ребенку или чрезмерного беспокойства окружающим, то от школьника педагог требует целеустремленного внимания и труда, выполнения определенных действии, освоения определенных знаний и навыков в положенное для этого время. Игровая деятельность, т. е. деятельность, совершаемая в первую очередь ради самого процесса, сменяется трудовой, т. е. деятельностью ради результата.

Меняются и отношения с товарищами. Если до этого другие дети для ребенка были как бы случайными соседями, с которыми он мог в зависимости от своих симпатий общаться или не общаться, тег сейчас это сотоварищи по общему труду, предъявляющие к нему свои требования в совместной работе, в борьбе за честь их класса, помогающие ему и требующие от него помощи.

В предыдущей главе, посвященной контакту между семьей и детским садом, мы уже говорили о том, как важно использовать внутреннюю готовность дошкольника к началу школьной жизни и претворить ее в реальную подготовку к этому событию. Там же говорилось, что эта заблаговременная подготовка должна идти как по линии приобретения ребенком соответствующих знаний, так и по линии воспитательной подготовки к соблюдению школьного режима.

Как уже указывалось, в начале школьной жизни наиболее трудным (особенно для детей с возбудимым типом нервной системы) является необходимость тормозить проявление своей активности во время урока. Поэтому так важно дать первоклассникам (да и не только им) возможность разрядить свою энергию во время перемен. К сожалению, борясь за соблюдение «порядка», педагоги, на наш взгляд, излишне ограничивают подвижность и активность детей на переменах. Беспрерывные замечания и окрики: «Не бегай!», «Не шуми!» и т. п., с одной стороны, не давая ребенку возможности «разрядиться» во время перемены, вызывают неспокойное поведение и отвлекаемость на уроках, а с другой — приучают детей к разболтанности и непослушанию, создавая привычку к замечаниям, на которые ребенок перестает реагировать.

Запрещать что-либо или ограничивать свободу ребенка можно лишь тогда, когда это абсолютно необходимо, и при условии, что педагог имеет время и возможность добиться неукоснительного выполнения своего указания. На вопрос родителей или педагогов, что же нужно запрещать детям, я обычно говорю, что в принципе надо запрещать (и запрещать категорически) лишь те поступки, за которые взрослые привлекаются к общественной, административной или судебной ответственности. Раз мы не привлекаем к ответственности взрослого, размахивающего на ходу портфелем, не съевшего свой завтрак или разговаривающего во время обеда, мы не должны наказывать за это и детей. При необходимости мягко, в порядке совета, а не приказа можно попросить ребенка не делать этого. Но если ребенок убежит с урока, стукнет по голове товарища или возьмет чужие деньги — этого нельзя прощать; он должен ответить за свой поступок, как ответил бы за подобные действия и взрослый. При таком подходе ребенок понимает справедливость и законность требований (а также наказания при их невыполнении) и привыкает воздерживаться от таких поступков, которые нетерпимы в нашем обществе.