Влияние обучения в школе на нервную систему ребенка

Страницы: 1 2 3

С другой стороны, чрезвычайно важна соответствующая эмоциональная тренировка ребенка. Проверяя дома, как ребенок подготовил урок, нужно обращать внимание не только на то, твердо ли заучил он заданное стихотворение, правильно ли он читает текст по книге или решает арифметическую задачу, но и на то, спокойным ли тоном он отвечает, не дрожит ли у него от волнения голос, не потеют ли руки, не краснеет ли или бледнеет лицо и т. п. Попросите ребенка, если он проявляет волнение, еще пару раз повторить уже известный ему ответ подчеркнуто спокойным, веселым голосом без какого-либо наружного проявления волнения. Приучаясь на таких тренировках как бы играть роль спокойно отвечающего, смелого, уверенного в себе ученика, ребенок перестает и внутренне испытывать какой-либо страх перед ответом в школе и его результатом *.

Ребенок, приучивший себя изображать спокойного и смелого, становится спокойным и смелым. Как уже говорилось выше, даже внешние проявления нервности и страха, если они вызываются искусственно, например, чтобы сознательно или несознательно разжалобить взрослого, приводят к развитию невроза.

Огромную положительную роль может сыграть ласковое слово или поощрение, высказанное педагогом во время ответа ученика, особенно первоклассника.

Необходимо сказать здесь несколько слов о нагрузке или, вернее, умственной перегрузке школьников.

Учебная перегрузка вредна не только тем, что вызывает переутомление у школьника и этим создает почву для развития различных видов неврозов, но и тем, что приучает учащегося смотреть на учение и труд как на тяжелую, неприятную повинность.

Конечно, борьба с учебной перегрузкой детей ведется: совершенствуются школьные программы, учебники, сам процесс обучения.

Однако в перегрузке ребенка со всеми вредными ее последствиями повинны не только несовершенные программы, но в значительной мере родители. Многие родители, опасаясь, что ребенок «избалуется», если у него будет много свободного времени, с первого же класса наряду с обязательными школьными занятиями заставляют его дополнительно заниматься иностранными языками, музыкой и другими трудоемкими предметами.

Мы считаем, что подобные дополнительные занятия допустимы лишь для детей, очень легко и быстро справляющихся с обязательной школьной программой.

В подавляющем большинстве случаев свободное время первоклассника целесообразно заполнить интересными для него играми, спортом, прогулками и другими занятиями, дающими возможность «разрядить» умственное напряжение.

Некоторые родители требуют от своих детей-первоклассников, чтобы они учились обязательно только на «пятерки», даже в том случае, если это потребует от детей при их способностях затрачивать на приготовление уроков все свободное время, а иногда даже сокращая время сна. Ясно, что такая перегрузка не может не отразиться как на физическом, так и особенно на нервно-психическом здоровье ребенка.

Все усилия родителей, воспитателей детских садов и педагогов школ должны быть направлены на то, чтобы как в период подготовки ребенка к школе, так и в начале его школьной жизни школа, пребывание в ней, процесс учебы, общение с педагогами и товарищами были связаны с радостными, светлыми переживаниями и не омрачались страхом или разочарованием. Ребенок должен быть подготовлен к тому, что школьное обучение потребует от него усилий, эти усилия он должен совершать с радостью и подъемом. Радость, испытываемая в учении и труде,— лучшая профилактика нервных срывов.

* По существу это является одним из видов так называемой аутогенной тренировки, получившей за последние годы столь большое и заслуженное распространение при лечении и предупреждении неврозов как у нас, так и за рубежом.