Бойтесь закрепления дурных привычек у детей

«Привычка — вторая натура», «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Эти и многие другие мудрые народные поговорки подчеркивают значение привычек в жизни человека.

С привычками не рождаются. Привычки, и хорошие, и дурные, создаются условиями жизни и воспитанием. Воспитание и обучение направлены в первую очередь на то, чтобы привить человеку нужные ему в жизни и труде полезные знания, навыки и привычки.

В зависимости от типа нервной системы, и в первую очередь от степени подвижности или инертности корковых процессов (о чем мы говорили в главе III), у одних привычки создаются быстрее, у других медленнее; у одних они легко исчезают или переделываются, у других закрепляются очень прочно. Но всегда чем младше ребенок, тем легче, быстрее возникают и прочнее закрепляются у него любые привычки, и чем он старше, тем труднее их переделывать. Недаром Н. И. Пирогов говорил: «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

Какие привычки мы называем «дурными»? Понятие о том, что «хорошо» и что «плохо», в разные периоды существования человеческого общества, у разных народов и разных классов различно. В нашем обществе дурными привычками считаются в первую очередь такие привычки, которые не соответствуют требованиям морального кодекса строителя коммунизма: мешают как окружающим людям, так и самому человеку жить в социалистическом обществе.

Мы сейчас не будем останавливаться на таких встречающихся у дошкольников привычках, например, как привычка теребить руками передник или болтать ногой во время еды, так как подобные привычки (если только они не относятся к навязчивым состояниям, о которых речь шла в специально посвященной им главе) не приводят к тяжелым последствиям или конфликтам с обществом и обычно легко и бесследно проходят. Не останавливаемся мы здесь и на таких дурных привычках, как алкоголизм и курение, потому что у дошкольников они практически не встречаются.

Мы разберем здесь лишь некоторые из наиболее распространенных дурных привычек, основы которых, как правило, закладываются в раннем детстве и которые могут испортить в дальнейшем жизнь человека, привести к конфликту с окружающими людьми.

Все эти и им подобные дурные привычки, если их вовремя обнаруживают и правильно проводят воспитательные мероприятия (иногда в сочетании с некоторыми лекарственными и другими лечебными мерами), быстро и бесследно проходят. Если же на них не обращают внимания или считают их «простительными» у малыша или «неизлечимой болезнью», привычки закрепляются и могут в дальнейшем дорого обойтись как самому ребенку, так и окружающим.

Наряду с предупреждением и искоренением дурных привычек очень важно воспитывать и закреплять у детей с самого раннего возраста полезные привычки и навыки: надо приучать детей спокойно, без нервности, выражать свои желания, быть вежливыми, соблюдать режим дня, личную гигиену, заниматься физкультурой и т. п.