Исторический очерк развития отечественной педиатрии

Другой ученик Н. Ф. Филатова — действ, чл. АМН СССР, проф. Георгий Несторович Сперанский является одним из основоположников охраны материнства и младенчества в России. Еще в 1908 г. он организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми. Но лишь после Великой Октябрьской революции он смог полностью развернуть свою деятельность в этом направлении. Г. Н. Сперанский внес особенно много в изучение  физиологических особенностей, диэтетики и патологии раннего детского возраста; он верно оценил громадное значение правильной постановки обслуживания детей периода новорожденности. Его исследования в области расстройств питания и пищеварения у детей раннего возраста, сепсиса, пневмоний у детей грудного возраста, дизентерии у детей и многие другие отличаются и новизной мысли и большой практической значимостью. Г. Н. Сперанский — не только крупный клиницист и научный исследователь, но и неутомимый организатор детского здравоохранения и талантливый популяризатор вопросов педиатрии среди широких слоев населения. Возглавляя Всесоюзное общество детских врачей и редактируя журнал «Педиатрия», Г. Н. Сперанский оказывает большое влияние на повышение уровня знаний детских врачей Советского Союза. «Учебник болезней раннего детского возраста» (1934) под общей редакцией Г. Н. Сперанского явился первым отечественным руководством, посвященным специально профилактике и клинике заболеваний детей первых лет жизни.

В течение многих лет Г. Н. Сперанский возглавлял Центральный институт охраны материнства и младенчества в Москве, ныне преобразованный в Институт педиатрии Академии медицинских наук СССР.

Г. Н. Сперанский
Г. Н. Сперанский.

Всей своей многогранной деятельностью Г. Н. Сперанский значительно содействовал и содействует расцвету русской науки о ребенке и снижению детской заболеваемости и смертности.

Значительный вклад в научную педиатрию сделал профессор Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Ленинградского государственного педиатрического медицинского института Михаил Степанович Маслов. Изучением биохимических особенностей здоровых и больных детей М. С. Маслов значительно приблизился к правильному пониманию патогенеза различных патологических состояний детского возраста. Исследования его и его многочисленных учеников биохимических сдвигов при пневмониях, острых и хронических расстройствах питания и пищеварения у грудных детей, при заболеваниях печени и почек, при различных диатезах позволяют рационально и обоснованно проводить терапию этих наиболее частых и наиболее тяжелых заболеваний детей. М. С. Маслов успешно продолжает и углубляет исследования Н. П. Гундобина о возрастных физиологических особенностях ребенка. В учении о конституциональных особенностях детей М. С. Маслов подчеркивает роль изучения конституции как момента, мобилизующего врача на создание определенных внешних условий, позволяющих не только подавлять внешние клинические выявления различных диатезов, но и изменять конституциональные свойства ребенка в положительную сторону.

М. С. Маслов
М. С. Маслов.

Учебники и руководства М. С. Маслова «Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний», «Детские болезни» для лечебных (краткий курс) и педиатрических факультетов и др. за последние десятилетия стали настольными руководствами советских врачей и основными руководствами для студентов медицинских институтов. В одной из своих последних монографий «Диагноз и прогноз детских заболеваний» (1948) М. С. Маслов дал практическому врачу весьма ценное руководство для правильного клинического мышления у постели больного ребенка и толкования отдельных симптомов и данных клинических и лабораторных исследований. Подобной книги нет среди руководств зарубежных педиатров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8