Половое воспитание детей младшего школьного возраста

Страницы: 1 2 3 4

Главные задачи по воспитанию младшего школьного возраста (8—12 лет) и пути их плодотворного решения определяются более высоким уровнем физического и психического развития этой категории детей по сравнению с дошкольниками. Наряду с укреплением опорно-двигательного аппарата и дальнейшим развитием нервной системы совершенствуется не только двигательный акт в целом, но и более тонкие движения пальцев рук. Появляется возможность владеть простейшими инструментами — ножницами, пилой, молотком, иными словами, возникают условия для воспитания трудовых навыков. Постепенное обучение правилам пользования более сложными инструментами во многом способствует совершенствованию двигательной функции.

Придавая важное значение приобретению трудовых навыков, родители способствуют тем самым развитию речи. Труд и речь неразрывно связаны между собой. Не случайно при заболеваниях головного мозга нарушение двигательной функции правой (ведущей) руки сопровождается нарушением речи: их мозговые центры составляют единую анатомо-физиологическую структуру.

Вместе с развитием речи совершенствуются умственные способности школьника. Его поведение все в большей степени подчиняется не столько личным влечениям и потребностям, сколько общим интересам сверстников, класса, отряда. Родители и педагоги должны придавать в это время больше внимания формированию чувства коллективизма и развитию доброжелательных товарищеских отношений. При таком подходе рано открываются пути для дружбы, для правильного воспитания духовного мира ребенка, освобожденного от узколичных, обывательских интересов. Бескорыстная дружба младшего школьника, поддержанная и направленная по правильному пути старшими,— первооснова морального облика ребенка, способного ради друга уже в ранние годы поступиться своими интересами.

Содействуя развитию чувства товарищества, а также глубокого уважения и любви к родителям, педагогам и старшим, родители тем самым прививают новые качества, которые в дальнейшем помогут выработать мальчику уважение к девочке. Привычка уважать и защищать девочку от обидчиков со временем перерастает в уважение, дружбу и любовь к девушке, женщине, матери.

Из чего слагается половое воспитание детей младшего школьного возраста, вернее, какие задачи должны быть решены в процессе его? Какие знания нужно привить родителям и через них детям?

И здесь в центре внимания родителей будут вопросы личной и половой гигиены девочек и мальчиков с учетом их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Родители должны предупредить формирование порочных навыков и привычек, содействовать воспитанию чувства прекрасного, здоровых товарищеских отношений между мальчиками и девочками, т. е. способствовать постепенному формированию здоровой социальной личности, широко используя для этой цели личный пример.

Благодаря высокоразвитой склонности детей младшего школьного возраста к подражанию они с присущей им непосредственностью воспринимают и копируют поведение взрослых: например, выполняют с родителями комплекс упражнений утренней гимнастики; занимаются игрой в шахматы, чтением, рисованием или играют в карты; стремятся к литературному выражению своих мыслей или бранятся.

Всякие асоциальные и безнравственные поступки, грубость родителей, пренебрежение ими санитарно-гигиеническими и этическими нормами поведения немедленно окажут отрицательное влияние на нравственный облик ребенка, определят у него на многие годы нездоровые интересы. Причиной тому является неуемная детская фантазия, повышенная впечатлительность, склонность к подражанию. Нельзя забывать, что некоторые формы детского подражания носят безусловный, или врожденный, характер.

У младших школьников меняется чувственное восприятие окружающего мира: наивная эмоциональная непосредственность постепенно уступает место умению сдерживать, а порой скрывать свои эмоциональные чувства, особенно сексуально обусловленные. Вновь возникающие чувственные переживания ребенка могут находить свое отражение в особенностях поведения, рисунках, играх, вопросах, которые дети ставят перед родителями и старшими.

Поэтому, если взрослые становятся свидетелями непристойных рисунков, игр сексуального характера или других подобных фактов, они должны знать, что в основе такого поведения детей лежит не случайный фактор.