Метод внушения наяву

Страницы: 1 2 3

Внушаемость — это нормальное свойство человеческой личности, выраженное, однако, у разных людей в различной степени. Внушаемость особенно свойственна детскому возрасту, несколько слабее проявляется в среднем и значительно начинает уменьшаться к старости. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с «парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику».

На чем основана внушаемость? Внушаемость основана на быстром и легком переходе корковых клеток в тормозное состояние. Не следует принимать за внушение влияние одного человека на другого доводами разума.

А. Г. Иванов-Смоленский и его сотрудники на основе точных исследований показали, что словесное внушение, слово может вызвать учащение или замедление сердечного ритма, повышение артериального давления, сужение или расширение зрачка в условиях полного бодрствования и отнюдь не только тогда, когда словесное внушение произносится гипнотерапевтом, но даже и тогда, когда его произносит сам испытуемый.

Известный психотерапевт М. С. Лебединский, считая гипнотерапию весьма важным методом, полагает, однако, что нельзя признавать за ним значение всеобщего или единственного для психотерапии способа лечения. По его мнению, психотерапия, проводимая в форме внушения наяву, имеет наибольший диапазон психотерапевтических задач.

О внушающей силе человеческого слова можно судить по ряду примеров.

В одной большой студенческой аудитории состоялась лекция. Профессор химии, увидев, что студенты его крайне утомлены, решил «растормошить» их. Оп заявил студентам, что сейчас произведет опыт в целях изучения скорости распространения запаха одного пахучего вещества. Он попросил студентов поднять руки, как только они ощутят тот или иной запах. С этими словами профессор налил несколько капель темной жидкости на вату перед собой и с видом отвращения отошел в сторону. Вскоре многие студенты почувствовали резкий, неприятный запах. Выяснилось, что запахи ощущались разные, но все неприятные. Через некоторое время на задних рядах амфитеатра стали даже «ощущать дошедший туда» запах. В это время некоторых лиц, сидящих вблизи «источника запаха», пришлось вывести из аудитории, так как им стало дурно. После опыта студентам разъяснили, что «химическая жидкость» была простой водой, подкрашенной чернилами. В этом опыте следует учитывать два момента. Можно считать, что если бы с каждым студентом такой опыт был бы поставлен индивидуально, то внушаемых оказалось бы значительно меньше, так как в большой аудитории внушающее воздействие оказывается значительно сильнее из-за взаимовнушения, которое студенты производят друг на друга в порядке взаимоиндукции. Вот почему мы считаем коллективное внушение более целесообразным, чем индивидуальное. Вторым моментом следует считать сам характер внушения.

Известно, что сравнительно легко внушаются различные ощущения со стороны внутренних органов из-за своей известной неопределенности. Подобные же «темные ощущения» легко возникают и на почве самовнушения. С другой стороны, ощущения, возникшие в области внутренних органов, сравнительно легко устраняются внушением в бодрственном состоянии.

В литературе описаны многочисленные факты удивительных по силе явлении внушения в бодрственном состоянии. Так, например, вы находитесь в небольшом обществе и слегка скучаете, вдруг один из вас зевнул, вы сразу же обнаружите, что начинает зевать еще один, другой, третий. Первый человек внушает свою зевоту другим, и вскоре она по механизму взаимовнушения начинает переходить от одного человека к другому.

Наукой установлено, что под влиянием внушения и самовнушения может появляться целый ряд болезней, как правило, возникающих под влиянием богатого воображения.

Медикам известна так называемая «болезнь третьего курса», когда у студентов, изучающих симптомы заболеваний, нередко возникают «воображаемые» болезни: Если на пути внушения или гипноза стоит нередко сознательное сопротивление и критическое отношение со стороны подвергающегося гипнозу, то самовнушение лишено этих преград.