Причины и условия, способствующие развитию алкоголизма у детей

Страницы: 1 2 3 4

А. Е. Личко (1979) отмечает различия мотивов употребления алкоголя у лиц с разными типами акцентуаций характера и психопатий. Так, по его мнению, гипертимные подростки склонны к выпивкам «от нечего делать», циклоидные личности выпивают в периоды повышенного настроения, истерические — с целью привлечь к себе внимание окружающих. Подростки с шизоидными чертами характера употребляют алкоголь в одиночку для снятия робости, облегчения контактов с окружающими, а конформные — только в компании. Сенситивные и психастенические подростки вовсе не употребляют алкогольных напитков. Однако только при неустойчивом и эпилептоидном типах психопатии регулярное пьянство в подростковом возрасте перерастает в алкоголизм.

Неравномерное распределение склонности к злоупотреблению алкоголем среди подростков с различными типами психопатий отмечают и В. А. Гурьева, В. Я. Гиндинкин (1980), которые, однако, не придерживаются столь жестких позиций в выделении их конкретных клинических форм, угрожаемых в плане раннего развития алкоголизма. По их мнению, из клинических групп психопатий наиболее неблагоприятными являются те, которые характеризуются склонностью к частым аффективным колебаниям и реакциям, наличием значительных волевых расстройств, в частности расторможенности влечений, слабости волевого контроля, внушаемости, сверхценных переживаний своей неполноценности или патологического стремления к самоутверждению.

В психоаналитических теориях формирования алкоголизма главное место отводится личностным особенностям индивидуума, которые определялись в результате нарушений развития в раннем детском возрасте. С одной стороны, алкоголь смягчает напряжение и уменьшает страх, возникший вследствие конкурирующих импульсов, исходящих от «суперэго» и окружающей среды. Больные алкоголизмом склонны к зависимости и пассивности, неспособны к испытаниям. С другой стороны, психологи американской школы полагают, что основным мотивом потребления алкоголя служит не столько стремление ослабить напряжение, сколько жажда власти, стремление почувствовать себя более сильным.

В основном алкоголизм у детей формируется к 11— 15 годам, поэтому одним из факторов является дисгармония, неустойчивость психической сферы. Немаловажную роль в диспропорции между физическим и умственным развитием у акселератов играет отставание социального созревания от физического. Кроме того, у лиц подросткового возраста возможны декомпенсация резидуально органической патологии и формирование психопатий и психохарактерологических особенностей организма. У 42% подростков, употребляющих алкоголь, обнаружена церебральная недостаточность, у 16,6% — психопатии, у 14,4% — шизофрения, у 13,3% — психопатический склад характера, у 6,6% — олигофрения (Феминская Н. И., Рахальская Ю. Е., 1963; Skala, 1957). Эти данные согласуются с наблюдениями А. Г. Гофмана, Т. И. Нижниченко (1982), отмечающими, что алкоголизм у детей развивается на фоне сопутствующей патологии — психопатий, остаточных явлений органического поражения мозга, патологии родов и беременности, последствий травм, инфекций, минимальной мозговой дисфункции, на фоне заикания, косноязычия, энуреза.

Вместе с тем было бы ошибочным утверждать, что наличие биологических факторов, в том числе психопатических черт характера, неизбежно ведет к развитию алкоголизма. Реализация склонности к злоупотреблению алкоголем зависит прежде всего от тех социальных условий, в которых живет ребенок.