Причины и условия, способствующие развитию алкоголизма у детей

Страницы: 1 2 3 4

М. Д. Пятов и Н. Г. Шумский (1983) неблагоприятное влияние микросоциальной среды выделяют во вторую группу условий, способствующих развитию алкоголизма у детей и подростков. В их числе первостепенная роль принадлежит так называемому алкогольному окружению, которое у подростков со склонностью к асоциальным формам поведения практически бывает всегда (Пятов М. Д. и др., 1980). Алкогольное окружение детей составляют в первую очередь отец или мать, злоупотребляющие алкоголем, у некоторых— оба родителя. Установлено, что матери оказывают преимущественное влияние на дочерей, отцы при наибольшем влиянии на сыновей обусловливают и алкогольное поведение дочерей.

Специально проведенные социально-психологические исследования алкоголизма у молодежи показали, что уровень потребления спиртных напитков выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей, в которых есть больные алкоголизмом (Братусь Б. С., Сидоров П. И., 1984). Одной из важных причин раннего приобщения к пьянству являются традиции.

Огромное значение для раннего начала злоупотребления алкоголем имеют нарушения взаимоотношений внутри семьи. В анамнезе 50—59% подростков, страдающих алкоголизмом, указывается на наличие «неполной» семьи из-за развода родителей, утраты отца или матери (Буторииа Н. Е., 1974; Найденова Н. Г., 1979).

В. А. Гурьева, В. Я. Гиндинкин (1980), анализируя роль микросферы в генезе раннего алкоголизма, подчеркивают, что опасность его развития оказывается чрезвычайно высокой в случае утраты матери, алкоголизма отца или матери и ее аморального поведения, утраты отца, конфликтной ситуации в семье и связанных с этими факторами безнадзорности и гипоопеки, педагогической и социальной запущенности ребенка. Хроническая психотравмирующая ситуация, возникающая из-за конфликтов между родителями, отрицательное социально-психологическое воздействие на подростка способствуют его педагогической и социальной запущенности, извращению морально-этических установок, что создает почву для возникновения алкогольных эксцессов. Таким образом, дети, воспитывающиеся в подобных условиях, практически представлены самим себе, отсутствуют контроль и надзор за их поведением. В период обучения в школе они страдают от недостатка запаса информации, получаемой от родителей в дошкольном возрасте и необходимой для усвоения школьного материала, в связи с чем отстают от сверстников по уровню знаний и теряют интерес к занятиям. Все это крайне неблагоприятным образом отражается на их дальнейшем психическом развитии и нравственном воспитании.

Наконец, к третьей группе условий, способствующих раннему началу алкоголизации, относят склонность подростков к объединению со сверстниками (Личко А. Е., 1979), приобщение к подростковой группе, в которой господствуют асоциальные, в том числе алкогольные, формы поведения.

Значимость социальных факторов для развития алкоголизма неодинакова в различные возрастные периоды жизни ребенка, что связано с возрастными особенностями его психики. В младшем школьном возрасте при активном усвоении правил и норм поведения поступки ребенка зависят главным образом от внешних обстоятельств и отношения (одобрения и порицания) взрослых. Сверстники занимают в жизни ребенка менее значительное место. В этот период на формирование его алкогольного поведения особое влияние оказывают факторы, связанные с неблагоприятной семейной ситуацией: алкоголизм родителей или стойкие алкогольные традиции в семье, создающие отрицательные образцы для подражания, отсутствие запрета или порицания употребления алкоголя вместе со взрослыми, конфликтные взаимоотношения между родителями, отсутствие контроля и надзора за поведением и обучением.