Предупреждение и исправление дефектов осанки

Страницы: 1 2

Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:
1) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды — условий статической нагрузки, питания, режима дня, гигиенических условий;
2) улучшении физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

Большое влияние на развитие организма ребенка, его рост,  состояние здоровья и формирование осанки оказывают условия окружающей среды. Начиная с младшего ясельного возраста необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания (весьма полезный способ укрепления мышц шеи и спины), стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями.

В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной осанки в положениях тела стоя и сидя. При этом важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, одна из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, стоять на полусогнутой ноге, сидеть с наклоном туловища вперед и расслабленными мышцами спины), другая связана с нарушением правил школьной гигиены (например, несоответствием между высотой стула и стола). Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. При искривлении позвоночника матрац (волосяной, травяной, ватный) надо класть на щит из досок или фанеры. Ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке портфель, ведро с водой, сумки с продуктами и т. д. (детям до 5-го класса рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной). Все эти неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста — в 6—7 лет и в 12—15 лет, особенно на детей ослабленных, с плохо развитой мускулатурой.

Применяя общеразвивающие упражнения на уроках физической культуры, преподаватель должен помнить, что — улучшению кровообращения в уставших мышцах, снижению напряжения в них и тем самым формированию правильной осанки способствует чередование силовых упражнений с упражнениями на расслабление (потряхивание, расслабленные махи конечностями, качания и т. п.);
— большое значение для улучшения осанки имеет тонкое восприятие ощущений положения тела и отдельных его частей, что достигается с помощью упражнений у вертикальной стенки, стоя перед зеркалом, в удерживании груза на голове (мешочка с песком и др.), в равновесии;
— чрезмерное увлечение наклонами назад («мостиками») и другими упражнениями на гибкость может привести к перерастяжению связок, а это, в свою очередь, к патологическим изменениям позвоночного столба (ученики младших классов вообще не нуждаются в специальных упражнениях на гибкость, так как позвоночник у них обладает достаточной подвижностью);
— большое значение для поддержания правильной осанки имеет степень развития брюшного пресса, поэтому необходимо укреплять мышцы живота;
— формирование правильной осанки невозможно без упражнений в равновесии и на координацию движений;
— в некоторых случаях отрицательно воздействуют на позвоночник физические упражнения, связанные с асимметричными движениями, в таких видах спорта, как фехтование, теннис, бокс, гребля и др., если не вносить поправки в методику занятий за счет общеразвивающих упражнений;
— езда на велосипеде с низко расположенным рулем способствует формированию круглой спины, если не давать компенсирующих упражнений для тренировки общей и силовой выносливости мышц-разгибателей спины.

Широкое использование физической культуры с целью исправления нарушений осанки основано на механизмах лечебного действия физических упражнений. На основе механизма тонизирующего действия они повышают общий жизненный тонус организма, улучшают протекание нервных процессов, активизируют деятельность всех органов и систем организма, укрепляют его защитные силы. Механизм трофического действия позволяет активизировать обмен веществ, и в частности местные трофические процессы в мышцах. Благодаря механизму нормализующего действия физические упражнения могут разрушить ранее сформировавшийся стереотип неправильной осанки и восстановить осанку, свойственную здоровому человеку.

  • Комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с нарушением осанки
  • Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
  • Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по А. Ф. Каптелину)