Медицина непримирима к религиозным догмам

Страницы: 1 2 3 4

В настоящее время проведена масса опытов, в которых те или иные органы человека продолжают «жить» после его смерти (например, сердце в определенных искусственных условиях и т. д.).  Например, профессор С. В. Андреев оживил сердце через 99 часов после смерти человека, а профессор В. А. Неговский во время Великой Отечественной войны вернул жизнь большому количеству раненых, умиравших от сильных кровопотерь.

Подобные факты также несовместимы с религиозным представлением о мгновенной смерти, связанной якобы с мгновенным отделением души.

Следовательно, смерть является не «моментом», как учит религия, а процессом постепенной гибели отдельных органов и систем организма. Полностью подтвердилось диалектико-материалистическое и атеистическое по своему существу положение Ф. Энгельса: «уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни..., которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью» *.

До сих пор религия пытается представить этиологию (причины) заболеваний, как божественное наказание за человеческие грехи или как дьявольские козни.

Разработав научные основы этиологии, т. е. учения о причинах и условиях возникновения заболеваний, современная материалистическая медицина показала полную несостоятельность религиозных вымыслов о духовном, божественном или дьявольском происхождении болезней. Любая болезнь возникает под влиянием материальных факторов (биологических, химических, физических, механических). И процесс развития болезни, т. е. патогенез, также выражается и сопровождается определенными материальными изменениями.

До последнего времени многие явления психики представляли благодатную почву для произрастания всевозможных религиозно-мистических вымыслов. Поэтому современные достижения физиологии и психологии имеют неоценимое антирелигиозное значение.

Если для религии сновидения, например, имеют «пророческое» значение, то научная медицина, отрицая всякое пророчество, использует некоторые сновидения в диагностических целях. Известно, что некоторые правители древней Спарты на основе сновидений, которые они видели в храмах, издавали различные законодательные акты. Известно также, что религиозно настроенные люди и знахари, основываясь на сновидениях, предсказывали исход того или иного заболевания. Разумеется, подобные предсказания имели антинаучную, мистическую основу.

Современная медицина, опираясь на материалистическое учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова, доказала возможность использования снов в диагностических целях. Разумеется, здесь нет ничего сверхъестественного, божественного.

На базе физиологического павловского учения выяснены механизмы взаимодействия коры головного мозга и внутренних органов.

Опытный врач на основе сновидений, порождаемых воздействием раздражений, идущих из внутренних органов, может диагностировать начало болезни, которая в состоянии бодрствования не проявляется в форме тех или иных типичных симптомов. В медицинской литературе приводится ряд интересных примеров. Так, одному человеку приснилось, что у него «окаменела» нога. И действительно, через некоторое время наступил паралич этой ноги. Другой пример: пациент на протяжении нескольких месяцев видел во сне, что он глотает какие-то жесткие предметы, и у него была обнаружена злокачественная опухоль в пищеводе.

Подобные сновидения не являются ни пророческими, ни божественными. Они находят объяснение с позиции научной физиологии. Повседневные, более сильные впечатления заслоняют от сознания первые, начальные проявления болезни. В состоянии же сна даже незначительные болезненные проявления доходят до бодрствующих участков мозга и, не подавляясь более сильными импульсами, способствуют возникновению определенных сновидений.

* Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1950, стр. 238.