У истоков научных и религиозных представлений о здоровье и болезнях

Страницы: 1 2 3 4

В буржуазной науке возникновение медицины в целом, как и отдельных ее отраслей, нередко рассматривается как результат божественного промысла. История медицины трактуется в свете библейских преданий и догм.

Богословы рассматривают возникновение хирургии, например, как следствие божественного творения. Первую хирургическую операцию на человеке якобы произвело само божество, которое, усыпив человека, экстирпировало (удалило) у него ребро, зашив рану мышечным лоскутом.

Эту религиозную легенду о боге как первом хирурге широко используют современные христианские церковники, пытаясь доказать божественное происхождение наркоза. Они рассматривают операцию, якобы совершенную богом над спящим человеком, как операцию под наркозом и делают вывод, что наркоз также имеет религиозное происхождение.

В порядке исторической справки заметим, что церковно-христианское истолкование так называемой операции божества на человеке в спящем состоянии как операции под наркозом было использовано учеными в их борьбе с религией. Когда Симпсон разработал методы применения хлороформа при родах, то значительная часть сторонников религии восстала против этого нововведения, ссылаясь на слова священного писания, согласно которому женщина непременно должна «с болью родить детей». Симпсон же противопоставил им модернизированное толкование библейского предания, согласно которому сам бог обратился к помощи наркоза, удаляя ребро у человека в сонном, т. е. наркотическом, состоянии.

В буржуазной науке, находящейся под большим влиянием библейских догм, широко распространено мнение о божественном происхождении медицины. «Религия, как и медицина, извечны»,— утверждают авторы подобных теорий.

Материалистическая наука доказала, что как религия, так и медицина являются историческими явлениями, т. е. имеют время своего возникновения, причем медицина предшествует религии. Еще в XIX веке известный французский ученый Габриель Мортилье («Доисторическая жизнь», СПБ, 1903) высказал мысль о том, что в период палеолита, т. е. древнего каменного века, религии еще не существовало.

Советская историческая наука исходит из того, что религия возникла либо в конце мустьерской эпохи (эпоха существования неандертальского человека), либо в более позднюю эпоху — эпоху верхнего палеолита.

Если первый человек появился около одного миллиона лет назад, то первоначальные религиозные верования возникли лишь около 50 тысяч лет назад.

Эти данные науки показывают несостоятельность библейских легенд и утверждений некоторых буржуазных историков медицины о божественном, религиозном происхождении медицины.

На Огненной земле; и Суматре этнографами и историками XIX столетия были обнаружены племена, лишенные религиозных верований. Но они имели ряд лекарственных средств борьбы с болезнями и были знакомы с простейшими способами перевязки ран, лечения вывихов и т. д. Это является фактическим опровержением библейских вымыслов о божественном, религиозном происхождении медицинских знаний.

По библии, первые люди (люди так называемого допотопного периода) не знали болезней — они обладали исключительным здоровьем и долголетием. В библии приведена своеобразная статистика их долголетия: Адам жил 930, Сиф — 912, Енос — 905, Кайнан — 910 лет и т. д. В допотопный период, говорится в библии, землю населяли люди-гиганты («исполины были на земле в те дни»), которые наряду с атлетическим телосложением имели и геркулесовое здоровье.

Эта библейская догма оказала большое влияние на буржуазную историю медицины (В. Рихтер «История медицины в России», Пясецкий «Медицина по Библии и Талмуду» и т. д.).