У истоков научных и религиозных представлений о здоровье и болезнях

Страницы: 1 2 3 4

Раз женщина, согласно библии, приговорена богом к вечным родовым мукам, то, говорят современные церковники, недопустимо применение каких-либо средств, которые избавили бы ее от мучительного родового акта. «Установив нерасторжимость брака,— говорит Б. Рассел,— церковь пытается сделать все, чтобы единственно разрешимая форма половой жизни была связана с весьма малой долей наслаждения и изрядной долей страдания. Вот откуда вражда к применению противозачаточных средств».

Библейские же заповеди определяют отношение христианской церкви и к венерическим заболеваниям. Согласно взглядам христианской церкви, на профилактику венерических заболеваний должно быть наложено вето (запрет), так как божественная справедливость требует того, чтобы грешники подверглись должному возмездию, чтобы наказание распространилось на их жен и детей.

До настоящего времени православная церковь отмечает праздник обрезания господня (1 января). «По прошествии восьми дней,— говорится в евангелии от Луки,— когда надлежало обрезать младенцев, дали ему имя Иисус». Искажая подлинные причины происхождения этого обряда, некоторые служители современной христианской церкви и особенно еврейские раввины пытаются доказать необходимость сохранения данного обряда медицинскими, гигиеническими соображениями. Они доказывают, что обрезанные половые органы якобы менее всего подвержены венерическим заболеваниям.

В борьбе против подобных религиозных пережитков важную роль играет знание причин и путей возникновения данного обряда.

В первобытнообщинном обществе, где отсутствовала письменность, для определения принадлежности человека к роду и племени часто применялся обряд обрезания или надрезания некоторых наружных органов (уши, губы и т. д.).

Большое влияние на распространение этого обряда оказал и культ жертвоприношений. Увечье органов размножения у ряда первобытных народов рассматривалось как высшая форма жертвоприношения богу.

Если на первых порах обряд обрезания в основном распространялся на младенцев, то в последующем он был распространен и на более взрослых. Это объяснялось тем, что маленькие дети подобной операции часто не переносили. Обряд начали приурочивать к времени перехода от детства к юности — он символизировал возмужалость человека.

Библия испещрена рядом заповедей, которые якобы даны людям богом. Эти заповеди говорят о методах лечения и распознавания проказы, опухолей, лишаев и т. д. Согласно библии, они были сообщены (начертаны на скрижалях) богом Моисею на горе Синай. «И сказал господь Моисею и Аарону, говоря: когда у кого появится на коже тела его опухоль или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или одному из сынов его, священников».

С появлением нарыва или опухоли на теле больного его рекомендуется изолировать от здорового на 7 дней. Если это не поможет, то срок изоляции рекомендуется продлить еще на 7 дней и т. д.

Современное духовенство пытается модернизировать эти библейские догмы и истолковать одно из положений научной медицины (необходимость изоляции инфекционных больных от здоровых) в религиозном духе. Таким образом, оно пытается доказать идейную, духовную преемственность библии и современной научной медицины.

Заповедь библии о необходимости изоляции заразных больных является не чем иным, как простым заимствованием достижений народной медицины того периода, когда создавалась библия.

Библейские советы о необходимости сжигания одежды больных, тщательном обмывании их тела, об удалении волос с тела больного и поведения женщины во время и после родов, во время и после месячных и т. д. также отражают достижения народной медицины того времени. Только этим можно объяснить некоторую обоснованность и относительную целесообразность так называемых медицинских и гигиенических заповедей библии, на которые любят ссылаться современные служители церкви, стремясь оправдать и возвысить библию и доказать ее божественное происхождение.

Следовательно, все мудрое и целесообразное в библии является результатом мудрости народных масс, а не божественного провидения и творения.