У истоков научных и религиозных представлений о здоровье и болезнях

Страницы: 1 2 3 4

Современная наука показала всю вздорность буржуазных измышлений о наличии «золотого века» в глубокой древности. До появления огня первобытный человек употреблял в пищу продукты растительного и животного происхождения в сыром виде. Недостаток продуктов питания, незнание их химической природы приводили к частым отравлениям и заболеваниям.

Несостоятельным является и утверждение о наличии в древности строгой регламентации брачных отношений как факторе, предотвращающем распространение венерических заболеваний. Напротив, исследованиями Бахофена («Материнское право», 1861), Л. Моргана («Древнее общество», 1871) и другими доказано, что первобытные люди сначала жили в неограниченном половом общении. А это способствовало распространению различных венерических заболеваний.

Некоторые буржуазные историки медицины, исходя из библейских преданий, пытаются доказать наличие здоровых и долголетних людей в первобытном обществе тем, что они якобы были лишены необходимости трудиться, а пользовались готовыми дарами природы. Во -первых, утверждение об изобилии продуктов питания в первобытную эпоху является вымыслом. В противном случае были бы исключены явления людоедства, уничтожения калек, нетрудоспособных, детей и стариков. Во-вторых, ссылка на библейское предание о нетрудовом образе жизни как причине долголетия и крепкого здоровья опровергается фактами. Напротив, рациональный труд, чередуемый с разумным отдыхом, является основой крепкого здоровья и долголетия человека. Известно, что знаменитый врач Гиппократ в 83 года активно продолжал свою работу, а философ Демокрит в 90 лет занимался изучением природы. Давно доказано, что люди, не занимающиеся каким-либо трудом, не отличаются большой продолжительностью жизни.

Следовательно, версии о «золотом веке» в прошлом, о расцвете здоровья и исключительном долголетии людей являются совершенно несостоятельными.

В угоду библии некоторые буржуазные медики утверждают, что болезни возникли после «золотого века» в результате развития общества, цивилизации. Они рассматривают болезни как явление историческое, наживное.

Безусловно, в ходе развития эксплуататорского общества возник ряд новых, в том числе и массовых профессиональных болезней.

Но первобытные люди, находившиеся в зависимости от природной стихии, не знавшие подлинных причин заболеваний и действенных средств борьбы с ними, весьма часто были жертвами всевозможных болезней. Современная наука доказала, что на костях людей, похороненных в древнейшие периоды их существования, имеются следы рахита, сифилиса, остеомиелита, анкилозов и т. д. А это в свою очередь дает основание предположить, что заболеваниям были подвергнуты и мягкие ткани и внутренние органы человека.

«Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» *.

Современные церковники и религиозно настроенные врачи в капиталистических странах часто пытаются обосновать целесообразность тех или иных мероприятий ссылками на «священное писание», т. е. на библию. Например, вражда церкви к применению противозачаточных средств определяется библейскими заповедями. Согласно библии, за свое первое грехопадение (за вкушение Адамом и Евой плода «с древа познания») Адам и все мужское потомство были приговорены богом к изнурительному труду, а Ева и все последующие поколения женщин — к рождению детей в муках. Этот библейский постулат обусловливает и пренебрежительное отношение церкви к женщине, стремление выдать ее за существо, недостойное называться человеком. Под влиянием подобных библейских и церковных взглядов в VI веке, например, на съезде христианского духовенства разгорелся спор о том, можно ли считать женщину человеком. После длительных и острых споров ее решили все-таки считать человеком, так как мать Иисуса Христа — Мария — была женщиной-человеком, а не богом.

* В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 5, стр. 95.