Как человек стал человеком?

Когда нас спрашивают, чем человек отличается от животных, мы обычно отвечаем: человек — существо разумное, мыслящее. Хотя такой ответ и согласуется с узаконенным в зоологии названием вида «человек» (Homo sapiens — человек разумный), он не вполне точен. Зачатки «разума», примитивного мышления имеются и у животных. Поэтому следует сказать, какое содержание вкладывается в понятие «разум». Чтобы уточнить свою мысль, мы должны будем объяснить: разумом человека мы называем его способность к целенаправленному воздействию на окружающую природу, к сознательно планируемой трудовой деятельности.

В самом деле, животные тоже «трудятся», но какая громадная разница между их интенсивной деятельностью и трудом человека! К. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Эта способность заранее планировать свои действия и отличает сознание человека от психики животных.

Особенности строения и работы человеческого мозга, от которых зависит сознание человека, а также коренные различия между условиями жизни людей, управляемой общественными законами, и условиями жизни животных, накладывают свой отпечаток на все стороны жизнедеятельности человеческого организма. Однако при всех этих различиях было бы грубой ошибкой не видеть общего в основных отправлениях организма человека и животных. Ведь для того, чтобы быть существом сознательным, надо прежде всего быть существом живым. Вот эти-то процессы, которые лежат в основе жизни любого организма, сходны у человека и животных.

Откуда же произошел человек? Как он стал разумным?

В течение многих веков психическая деятельность человека оставалась загадкой загадок. Это была святая святых, на которой базировались религиозные и идеалистические представления о божественной природе человека. Поэтому важнейшим звеном, связывающим живое с неживым и окончательно устанавливающим торжество материалистической науки, призваны были стать сведения о том, как человек стал человеком. Звено это ковалось в два этапа.

Первым из них была знаменитая работа Ф. Энгельса, показавшего, что человек возвысился над миром животных благодаря труду. Именно трудовая деятельность была направляющим фактором естественного отбора, который давал «зеленую улицу» совершенствованию руки и мозга человека — тех органов, какие были в первую очередь предпосылками успешной трудовой деятельности. В данном смысле, как указывал Энгельс, можно считать, что «труд создал самого человека».

Вторым этапом были работы, начатые И. М. Сеченовым и блестяще развитые И. П. Павловым, по установлению физиологических, материальных основ психической деятельности.

Как мы видели, наука шаг за шагом вскрывала неразрывное единство природы, выявляла звенья цепи, протянувшейся от неорганических тел до высшего проявления жизни — человеческого сознания. Основными из этих звеньев, главными ступенями восхождения от низшего к высшему являлись:
— факт тождества химических элементов живой и неживой природы;
— образование органических соединений;
— синтез белка, способность к обмену веществ;
— возникновение живых клеток с их сложной структурой;
— эволюция жизни от простейших к высшим формам;
— рождение психики животных и сознания человека.

Следует подчеркнуть, что некоторые из этих звеньев выкованы еще не до конца. Пожалуй, самым трудным из них, подлежащим серьезному исследованию является путь от белкового комочка до клетки. Продолжают углубляться наши представления и о других звеньях. Неодолимость прогресса науки гарантирует дальнейшие успехи ее в постижении всех мировых загадок, в том числе и загадок жизни.