О детской нервности

Некоторые родители выражают свою любовь  к детям нелепым образом, например говорят с ними на своеобразном «сюсюкающем» жаргоне, думая, что в этом проявляется их особая любовь и забота. На деле же получается нечто противоположное. На первый взгляд, это может показаться пустяками и мелочью, но в деле воспитания мелочей нет. То, что нерадивые воспитатели считают пустяками, часто составляет фундамент, на котором позднее строится неправильное развитие личности. В тех семьях, где встречается подделка под детскую речь, угодничество перед детьми подчас приобретает весьма уродливые формы: тут и безудержное расхваливание, и умиление шалостями, и система неуместных подарков, ни к чему не приуроченных или же являющихся своеобразной платой за хорошее поведение.

Ребенок должен иметь свой уголок, поддерживать в нем порядок, бережно относиться к игрушкам и т. д. Надо как можно раньше приучать детей обслуживать себя и помогать в домашней работе взрослым. Нежелательно обилие игрушек, что, как правило, прививает нестойкость интересов и безынициативность.

Не менее опасны для детей суровые методы воспитания, особенно если это сопровождается наказаниями, унижающими личность ребенка.

В так называемых благополучных семьях, где нет открытых конфликтов, но отсутствует атмосфера дружбы, любви и доверия к детям, где они предоставлены сами себе, у них также нередко может формироваться патологический характер.

Замечено, что дети неласковых матерей, думающих только об их физическом здоровье и внешнем виде, часто невротизируются. То же можно сказать и о некоторых детях, находящихся в детских домах. У части из них наблюдаются изменения в поведении, проявляющиеся в невротических и психопатических реакциях. В частности, у таких детей наблюдаются агрессивные тенденции. Обычно они возникают, когда ребенку мешают добиться своей цели, не дают возможности проявить растущую самостоятельность.

Неправильное поведение может выражаться как в открытой враждебной реакции, направленной вовне, так и реакции, направленной на себя. Вероятно, в основе таких реакций лежат страх, неуверенность в себе или чувство собственной неполноценности. У таких подростков иногда наблюдаются антиобщественные поступки, антисоциальное поведение.

Преступность среди подростков является в некоторых случаях симптомом психических нарушений, и тогда они нуждаются в соответствующем лечении, а не в мерах административного воздействия.

Необходимо остановиться еще на одном неблагоприятном факторе, который неизбежно ведет к формированию неправильного поведения у детей,— недисциплинированности самих родителей, поскольку дети и подростки склонны к подражанию. Видя, что взрослые не выполняют своих обещаний и обязанностей, они повторяют их поведение.

Когда взрослые ставят диагноз психопатии, то истоки ее во многих случаях надо искать прежде всего в пороках воспитания в семье и школе.

Многочисленные наблюдения показывают, что «тепличное», «оранжерейное», воспитание создает изнеженных эгоистов, ленивых людей, малоприспособленных к преодолению трудностей. У них легко возникают срывы нервной деятельности, они оказываются как бы более ранимыми в отношении психогенных влияний.

Однако было бы ошибкой считать, что каждая психическая травма обязательно приносит ребенку вред и вызывает стойкие изменения в поведении и психике. Следует иметь в виду, что нервная система детей обладает большими компенсаторными возможностями. Эмоциональные реакции у них постепенно сглаживаются и исчезают. Только при частом повторении невротических срывов, в атмосфере постоянного травмирования психики создаются условия, способствующие развитию невротических и психопатических особенностей личности.

Страницы: 1 2 3 4 5