Лечебная физкультура при близорукости

Е. И. Ливадо и Ю. И. Курпан рекомендуют дополнять занятия физкультурой еще несколькими специальными упражнениями с мячом.
1. Двумя  руками   подбросить  вверх  волейбольный или баскетбольный мяч, поймать его (8—10 раз).

2. Подбросить мяч одной рукой, а поймать другой (8—10 раз).

3. Бросить мяч с силой перед собой, дать ему подпрыгнуть, а затем поймать его двумя или одной рукой (6—8 раз).

4. Ударить теннисным мячом в стену с расстояния 5—8 метров и поймать его (6—8 раз каждой рукой).

5. Бросить теннисный мяч в мишень и поймать его (6—8 раз каждой рукой).

6. Бросить волейбольный или баскетбольный мяч от груди или из-за головы партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 метров (12—15 раз).

7. Бросить мяч партнеру одной рукой от плеча (7—8 раз каждой рукой).

Детям с близорукостью высокой степени, с осложнениями со стороны сосудистой и сетчатой оболочек, кровоизлияниями и другими изменениями в глазу можно заниматься физкультурой в специальной медицинской группе или по самостоятельной программе, согласованной с офтальмологом.

Все школьники, которым по состоянию здоровья предписаны ограничения в занятиях спортом, должны заниматься лечебной физкультурой. Она включает как общеразвивающие, так и специальные упражнения с учетом возраста, пола, состояния здоровья и многих других факторов.

Курс лечебной физкультуры обычно разделяется на два периода — подготовительный (до 15 дней) и основной (до 3 месяцев).

В подготовительном периоде добиваются общего укрепления организма, адаптации к физической нагрузке, активизации функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшения осанки, укрепления мышечно-связочного аппарата и повышения эмоционального состояния детей и подростков.

В основном (тренировочном) периоде происходит укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшение функциональных связей между основными системами организма (кровообращением, дыханием и др.) и обменных процессов в глазу.

Примерные схемы и планы занятий лечебной физкультурой в подготовительном и основном периодах разработаны Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо и Ю. И. Курпаном (приложения 3—6). И хотя они рекомендуются детям, страдающим близорукостью, на наш взгляд, они вполне приемлемы для многих других.