Боль

Страницы: 1 2 3

Существует и еще одна характеристика болей: они могут быть острыми и тупыми. При острых болях ребенок извивается, громко плачет, принимает различные положения, и ничто его не может успокоить. Подобные острейшие боли наблюдают при почечнокаменной колике, перекруте кисты яичника и пр. Тупые боли сопровождают вялотекущие воспалительные заболевания (например, неспецифический брыжеечный лимфаденит и пр.).

Одни и те же заболевания в разный период своего развития могут вызывать разнообразные боли. Так, при остром аппендиците, глистной инвазии и пр. могут быть и острые, и тупые боли. Это зависит, например, от локализации отростка и характера воспалительного процесса в нем. Известно также, что дети неодинаково реагируют на один и тот же уровень боли. Одни нетерпимы к небольшой боли, другие спокойно переносят сильную боль, а иногда из-за страха перед возможной операцией умело ее скрывают.

Боли могут быть в покое и при движении. Если у ребенка имеются боли в покое, это больше свидетельствует об остроте процесса в брюшной полости. Если болей в покое нет, а они появляются при движениях, это свидетельствует о начале или стихании воспалительного процесса.

При определении характера боли не ограничиваются только расспросом больного, но судят о их характере во время пальпации передней брюшной стенки. Существует основное правило: пальпацию передней брюшной стенки можно производить только тогда, когда имеется полный контакт с ребенком. В противном случае он плачет, и четко что-либо определить не представляется возможным. Никогда не нужно торопиться осматривать у ребенка больное место. Лучше сначала с ним поговорить о посторонних вещах, посмотреть руки, ноги, грудь — те места, где ребенку не больно, и только после этого приступить к пальпации брюшной стенки теплыми руками. Пальпацию брюшной стенки производят с заведомо безболезненного места. Так, если ребенок говорит, что боли в правой подвздошной области, то начинают осмотр с левой подвздошной области, затем переходят на левое и правое подреберья, эпигастральную область, область пупка и только затем на правую подвздошную область.

Известно, что ребенок может пожаловаться на боли в животе, а затем в покое и при небольших движениях этих болей может не быть. Но это не значит, что они полностью прошли. При пальпации брюшной стенки все равно можно обнаружить болезненную точку в брюшной полости. Существуют два вида пальпации брюшной стенки для определения болезненной точки в брюшной полости: поверхностная и глубокая. При поверхностной пальпации производят легкое надавливание на брюшную стенку приблизительно на 1—2 см в глубину и постоянно следят за мимикой ребенка, спрашивают его, изменяя систематически место пальпации: болит или не болит. Если при поверхностной пальпации не удается определить болезненную точку, переходят к глубокой пальпации, когда надавливают на переднюю брюшную стенку более сильно, достигая области почек, кишечника, основания брыжейки и пр.

До пальпации используют метод перкуссии для определения болезненной точки в брюшной полости. Легкое поколачивание по передней брюшной стенке дает довольно объективные данные о наличии болезненной точки. При этом начинать перкуссию также необходимо с безболезненной точки. Если нет четкости в ответах ребенка, то их проверяют, меняя места перкуссии в хаотическом порядке, но постоянно возвращаясь к подозрительной точке.