Проблемы содружественного косоглазия

Страницы: 1 2 3 4 5

G. Sattler (1927), G. Venturi, G. Guzzinati (1960) рекомендовали проводить упражнения для развития бинокулярного зрения при помощи постоянного длительного ношения призматических очков. Обоснованную методику применения призм разработали Э. С. Аветисов с соавт. (1973). С целью восстановления или развития бинокулярного зрения применяется призменная коррекция — диплоптика. Она помогает восстановить механизм бификсации и устранить феномен подавления зрительных впечатлений косящего глаза в естественных условиях (Аветисов, 1979). Основной принцип диплоптики — стимул к появлению двоения у пациента в естественных условиях с последующим воспитанием его преодоления с помощью фузионного рефлекса (Кащенко, 1983; Шакарян, 1983).

После становления бинокулярного зрения рекомендуется продолжать занятия по развитию фузионных резервов (Bielschowsky, 1931; Кащенко, 1976; Кондакова, 1976; Клюка, Сердюченко, 1976; Ковалевский, 1980). Бинокулярное зрение в отдельных случаях может восстанавливаться и без ортоптических упражнений в результате лишь постоянного ношения очков, что А. В. Хватова (1955) наблюдала в 6,4, Р. Е. Воднева (1959) — в 9,8, Г. М. Мазепа (1967) —в 7,7% случаев. Бинокулярное зрение гораздо чаще развивается в процессе лечения содружественного косоглазия после применения ортоптических упражнений в сочетании с постоянным ношением очков. По данным А. В. Хватовой (1958), бинокулярное зрение удалось восстановить в 21,1, Р. Е. Водневой (1959), К. Е. Константиновской (1959), Л. Я. Снисаренко (1961) — почти в 34, Ш. М. Кадымовой (1976) — в 14,8% случаев; немного больше—17,7% случаев — приводят Н. Нурмамедов и соавт. (1976).

В работах Т. П. Кащенко, И. В. Грабовска (1976) имеются еще более высокие данные развития бинокулярного зрения после применения методов восстановления фузионной способности. Так, среди пациентов 5—6-летнего возраста со сходящимся косоглазием симметричное положение глаз достигнуто в 75, бинокулярное зрение — в 30% случаев.

При анализе эффективности лечения в детских специализированных учреждениях г. Москвы (Ковалевский и др., 1969; Ковалевский, Григорян, 1973) и в спецдетсаду предпочтение отдается глазному санаторию, где бинокулярное и одновременное зрение развито в 40% случаев. Это подтверждают и данные М. Д. Казаченко (1982), М. Д. Казаченко и Т. Н. Мякишевой (1983).

Таким образом, большинство исследователей при лечении косоглазия стремились восстановить бинокулярное зрение, а некоторые даже считали на этом лечение законченным (Неборская, 1953). Лишь в единичных работах было изучено качество бинокулярного зрения после лечения косоглазия: фузионные резервы на небольшом клиническом материале и при непродолжительных сроках существования бинокулярного зрения.

Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что лечение заканчивается только в том случае, когда, кроме развитого бинокулярного зрения, сформировано и укреплено глубинное восприятие (Sattler, 1927; Riise, 1953; Ronne, 1954; Раджабли, 1964; Кащенко, 1965; Тарасцова, 1968, и др.).

Впервые на необходимость развития глубинного восприятия в процессе лечения косоглазия обратил внимание G. Sattler (1927). Он предложил метод лечения для укрепления глубинного зрения, который заключался в показе перемежающихся картинок «вперед» и «назад». После укрепления границ фузионных резервов Л. И. Сергиевский (1949, 1951) считал целесообразным переходить к восстановлению глубинного восприятия, иначе не было гарантии, что глаза останутся в симметричном положении. Т. П. Кащенко (1965), Т. П. Кащенко и соавт. (1983) также считают, что лечение косоглазия не закончено, если после достижения «плоскостного» бинокулярного зрения не проведено восстановление глубинного восприятия.