Дети и школа

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Иногда дети действительно не могут освоить школьный материал, но их все равно нельзя считать умственно отсталыми.

Женя учится в первом классе уже б месяцев. Педагог пишет о нем: «Бестолковый и очень самоуверенный мальчик. Всегда поднимает руку, но ничего не знает. Пройденные буквы не знает и совсем не читает». Развитие Жени проходило замедленно. Говорить он начал с 4 лет. Действительно ли он «бестолковый», если вообще этот термин допустим в устах педагога? Конечно, нет! В его поведении, как и у всех детей с психофизической задержкой развития, еще не отошли черты, присущие дошкольному возрасту. Он потягивается, зевает, и на мой вопрос: «Чем отличается бабочка от мухи?» отвечает: «Она отличается своими крылышками и своими перьями».

Конечно, если бы в школах были приготовительные классы, то они как раз подошли бы для таких детей. А при существующем положении самое правильное оставлять их в детских садах еще на год и в школу направлять только в восьмилетнем возрасте. Но лучше всего организовать в школах приготовительные классы. Это разгрузит первые классы, облегчит занятия с детьми, которые на следующий год могут не быть второгодниками.

Вторую группу детей, на которых необходимо обращать внимание, составляют совершенно полноценные дети, нервная система которых истощена. Под влиянием перенесенных болезней, травм, психических переживаний у них формируются описанные нервные состояния или невротические реакции. Эти болезненные состояния могут тянуться годами, периодически обостряясь, если требования в семье и в школе будут превышать силу нервной системы ребенка. Не только туберкулез, ревматизм, но грипп, ангины, хронические заболевания носоглотки могут отражаться на их работоспособности и общем состоянии. Такие дети вялы, апатичны, медлительны, а иногда чрезвычайно подвижны, грубы. Но мы должны всегда помнить, что это прежде всего больные дети. Именно они требуют от нас особенно чуткого, внимательного отношения. При соответствующем лечении, правильно организованном режиме и благоприятных внешних условиях все отклонения бесследно проходят. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична. Огромное положительное влияние имеют сам по себе непрерывный рост и развитие. Но помощь ребенку необходимо оказать своевременно, тогда не будет ошибок, которые обнаруживаются лишь в кабинете врача-психоневролога.

Коля состоит на учете у ревматолога с диагнозом «Ревматизм — сердечная форма», хотя в медицинской карте школьника данных об этом нет. Педагог пишет: «Направляется ученик четвертого класса. Ребенок очень трудный, невнимательный, вялый, часто плачет». Она просит перевести его в школу для отстающих детей. В беседе с матерью выясняю, что она с мальчиком живет в общежитии за перегородкой, спят на одной кровати. Отца нет. Коля очень бледен, и меня поражают глубокие морщины на его лице в области лба и углов рта. «Откуда они у него в 12 лет?» — думаю я. Контакт с Колей налаживается не сразу. Но уже первые его фразы раскрывают мальчика с той стороны, которая осталась неизвестной школе. «Читаю я много, — говорит Коля, — сейчас читаю „Волоколамское шоссе"». Он передает содержание книги, свободно перечисляет прочитанные произведения Пушкина, Гоголя, Гайдара. На вопрос, не курит ли он (меня смущает его осипший голос), Коля с улыбкой отвечает: «Нет, не курю, а если и сэкономлю от автобусных денег, то трачу их на „Пионерскую правду" или на открытки». И он перечисляет их: «Могила Льва Николаевича Толстого», «Морозовская стачка». Кроме книг, Коля любит столярное ремесло, состоит в школьном столярном кружке. «Он у вас очень хороший», — говорю я матери даже в присутствии Коли, чего не делаю обычно. Но сейчас мне хочется согреть мальчика, дать ему понять, что я понимаю его, верю ему. «Неуравновешенный, невнимательный, часто плачет», — вот все, что смогли написать о нем люди, от которых зависит формирование личности ребенка после 4 лет учебы в школе.