Дети и школа

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Конечно, всеобщее обучение необходимо, но нужны какие-то новые условия обучения, если у нас есть такие ученики, как Валерий и его одноклассники. Ведь это не массовое явление, а для некоторых необходимы особые условия, с особым щадящим отношением к этим ребятам. Они все говорят одно: «Хотим идти работать», поэтому ведущим в их жизни должен быть труд, посильный в их возрасте, их нужно постепенно вовлекать в учебу, может быть даже с элементами материальной заинтересованности. Организующая и стимулирующая роль труда известна давно, а узаконенное безделье в виде такой учебы способствует появлению расхлябанности, отучивает от стремления вперед и толкает подростков «на улицу».

В процессе анализа «трудного» поведения школьника и причин школьной неуспеваемости пришлось встретиться с большой группой детей, которые действительно не должны обучаться в массовой школе. По состоянию здоровья они не могут освоить программу, рассчитанную на среднего ученика, и должны обучаться или во вспомогательной школе, или в спецшколах, в зависимости от характера дефекта, которым страдает ребенок (плохое зрение, тугоухость, речевые расстройства). Своевременное направление ребенка во вспомогательную школу имеет большое значение, так как пребывание умственно отсталых детей в школе массового типа не оказывает положительного влияния на их развитие, а, наоборот, наносит непоправимый вред, потому что у этих детей создается резко отрицательное отношение к учебе, которая им не под силу. В школах вспомогательного типа прохождение программы замедлено, что облегчает усвоение. С детьми занимаются квалифицированные педагоги, за ними наблюдают врачи-специалисты, и совершенно напрасно некоторые родители отказываются направлять туда детей, принимая все меры, чтобы зачислить их в массовые школы.

С тринадцатилетней Надей я познакомилась после того, как она 6 лет пробыла в школе массового типа. Именно пробыла, а не проучилась, ибо, числясь ученицей третьего класса, она с трудом считала в пределах 10, читала по складам, полагала, что в году 31 месяц и к домашним животным относила медведя и волка. Педагог писала: «Малоспособная, малоразвитая и очень ленивая девочка. Всегда ищет предлога не работать. Домашние задания не выполняет. На дополнительные занятия не остается, а если удержим силой, то начинает горько и безутешно плакать». При обследовании у девочки было установлено тяжелое органическое заболевание центральной нервной системы (остаточные явления перенесенного энцефалита) с органическим слабоумием. А ее, мало того, что в возрасте 7 лет отдали в школу, держали здесь 6 лет, считая ленивой. Нельзя, конечно, сказать, что школа не занимается неуспевающими учениками.

Работая с детьми, необходимо помнить, что не наказывание и выговоры должны быть помощниками, а, наоборот, положительно окрашенные эмоции, умение сделать учебный процесс занимательным, поощрение ученика, иногда даже умение не заметить его ошибок.

На помощь педагогу должен во всех этих вопросах прийти врач школы. С первых дней поступления в школу дети должны быть хорошо обследованы; данные об их здоровье, сведения об их прошлой жизни, данные о бытовых условиях в настоящее время должны быть зафиксированы в медицинских картах школьника.

О всех отклонениях врач должен ставить в известность классного руководителя, который может уже сигнализировать дальше, если в этом будет необходимость. Надо увеличить штаты школьных врачей, и об этом должны заговорить сами школьные врачи. Школьным врачам, да и детским врачам поликлиник, неплохо было бы прослушать цикл лекций по школьной гигиене, о гигиенических основах умственного труда.