За здоровое детство

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни с установления строгого постоянного режима, основой которого является точное и правильное чередование кормления, сна, бодрствования. При составлении режима нужно учитывать физические возможности ребенка, тип его нервной системы; после перенесенных заболеваний и у ослабленных детей режим должен быть щадящий. В этих случаях вашими помощниками должны быть участковый врач и патронажная медицинская сестра. Огромное место в режиме бодрствования должны занимать физические упражнения.

С 3—4 недель, посоветовавшись с врачом, можно начинать делать массаж, продолжая его до 4—5 месяцев. С 1,5—2 месяцев можно начинать заниматься гимнастикой. Гимнастику и массаж делают на покрытом одеялом и простынкой столе. Физические упражнения способствуют общему развитию, укрепляют мускулатуру, улучшают обменные процессы и работу кишечника, развивают грудную клетку. С 3 месяцев 2—3 раза в день ребенка нужно укладывать на живот (не после еды!). Эти упражнения приучают ребенка поднимать голову и укрепляют позвоночник.

В возрасте 6—7 месяцев он приучается самостоятельно сидеть, а в 10—11 месяцев стоять без опоры. Очень хорошо, если в возрасте 8—9 месяцев ребенку устраивают маленький манеж с перилами на полу. Можно для этой цели применить и кроватку, только в этом случае матрац заменяется листом фанеры. В манеже ребенок быстрее приучается вставать, ползать, играть, забывая капризничать и проситься на руки.

В период бодрствования нужно приучить ребенка пользоваться игрушками. Подбор игрушек имеет большое значение, так как они способствуют общему развитию ребенка.



Видеть и слышать ребенок начинает вскоре после рождения, но эти функции у него еще плохо дифференцированы. Для развития зрения с конца первого месяца над кроваткой ребенка на расстоянии 55—60 сантиметров подвешивают яркие игрушки. Постепенно ребенок приучается фиксировать взглядом предметы, игрушки, начинает следить за ними, прислушивается к звукам, улыбается.

От 3 до 5 месяцев, когда у ребенка появляются хватательные движения, игрушки нужно подвешивать ниже, чтобы ребенок мог их касаться и захватывать (кольца, погремушки). С 5 месяцев у ребенка появляется желание брать игрушки, держать их, сжимать. Даем ему резиновые игрушки, мячик, кольца из целлулоида.

В возрасте от 7 до 10 месяцев ребенок начинает ползать, а затем сидеть. Показывая ребенку игрушки, их нужно называть, что будет способствовать развитию речи.

В возрасте 10—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить, можно дать тележку, коляску, чтобы приучить его двигаться. Для ознакомления с окружающим миром пользуются книжками-картинками, для развития наблюдательности — заводными игрушками. И не обязательно дети должны иметь дорогие игрушки: склейте им разноцветные коробочки, домик, вырежьте из бумаги животных, солдатиков и т. д.

Игра — это не только развлечение, она приучает ребенка к самостоятельности, тренирует ловкость, смелость, заставляет быть инициативным, успокаивает нервную систему. Во время игры ребенок должен делиться игрушками с другими детьми, приучаться жалеть животных, быть внимательным к желаниям других. Поощряя достижения своего ребенка, не умаляйте достоинство других, потому что это способствует выработке зазнайства в характере детей. С 3 лет приучайте детей быть вашими помощниками. Их нужно приучать любить и уважать труд, что имеет огромное организующее значение. Четырехлетняя Зиночка с восторгом рассказывала мне, как она помогает бабушке. «Могу даже шкаф вытирать... а что стеклянно — нельзя, вазу для цветов... Я даже пол из кастрюльки мыла». И мы не должны расхолаживать их и сердиться на них, если они испачкают платье.

Дети тяжело переживают обиды и страх, а это затормаживает их инициативу. Не изнеживайте ребенка, не делайте из него кумира, которому все можно, иначе он вырастет эгоистом.

У ребенка должен быть уголок для игр, лучше с маленьким столиком и стулом. Ребенка нужно приучить содержать в порядке игрушки, а после игр он должен сам убирать их. Приучайте его убирать постель, раздеваться и одеваться. Очень большое значение в развитии физических качеств имеют прогулки продолжительностью не менее 2—3 часов 2 раза в день днем и вечером, летом и зимой. Прогулки должны быть интересными, заполненными подвижными играми: можно убирать снег, поливать и копать грядки, возить в маленькой тележке песок и т. д.