За здоровое детство

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Существует несколько точек зрения на половое воспитание детей. Одни говорят о необходимости уничтожения «железного занавеса» и об ознакомлении детей с «тайной» их появления на свет, другие вообще считают недопустимым вести с ребятами разговор на эту тему. Здесь должен быть сугубо индивидуальный подход к детям, но если дети спрашивают об этом, если вы чувствуете, что у них появляется интерес к этому вопросу, рассказать об этом надо. Но, конечно, от нас, взрослых, требуются в каждом отдельном случае большое умение и осторожность. Нельзя забывать, что от того, как они воспримут эту интимную сторону взаимоотношений между мужчиной и женщиной, зависит часто их дальнейшее развитие характера, состояние их здоровья и представление об окружающем. Если мы не ответим на их вопрос, скажем «тебе еще рано думать об этом» или рассердимся на них, как Верочкина мама, они больше не обратятся к нам и получат все сведения от товарищей. Но самым правильным будут не дискуссии взрослых, а понимание, что начинать думать о половом воспитании детей следует с первых месяцев их жизни. Причем воспитывать мы должны не словами: «не делай этого», «делай то-то», а семейным укладом, собственным примером, предупреждающим ранний и неправильный интерес к половому вопросу.  Сюда входит и забота о правильном физическом развитии ребенка, о его здоровье, привитие ребенку гигиенических навыков, так как неряшливый ребенок, который не привык заботиться о чистоте своего тела, одежды, обуви  никогда не будет требователен к себе, к работе и к людям.

Надо приучить ребенка удовлетворять свои потребности в соответствии с бюджетом семьи, воздерживаться от неумеренных желаний и соблюдать строгий режим дня с учетом трудовых обязанностей всех членов семьи, часов досуга, труда и учебы. В таких условиях дети растут дисциплинированными, с крепкой нервной системой, бодрые, жизнерадостные, умеющие подчинять свои инстинкты разуму и воле. Дети, приученные к праздности, никогда не выработают в себе сильный характер. Именно безделье приводит к тому, что дети и подростки начинают заполнять свой неорганизованный досуг ненужными мыслями и делами. Воспитание трудовых навыков у детей —  главная задача педагогики. В школьные годы детей можно увлечь стремлением к хорошей учебе, к работе в кружках, быть активным в общественно полезном труде, заботиться о своих близких и т. д. Но, увлекая детей, надо следить, как выполняются поставленные им задачи, так как стремиться к цели — это еще не все.

Иногда ребенок может отвлечься случайными интересами, увлечься, с этим следует бороться. Отсутствие принципиальности, когда дело расходится со словами, приводит, в конце концов, к бесхарактерности, что несовместимо с развитием таких прекрасных черт в характере, как патриотизм, геройство, коллективизм. Такой человек предаст друга, изменит Родине, не сможет пожертвовать собой для спасения близкого.

Имеют ли право подростки и юноши влюбляться? Конечно, имеют. И если подросток на танцевальной площадке хватает бесцеремонно девушку и ведет ее в круг, не спрашивая, хочет ли она с ним танцевать, или нет, не стесняется в выражениях, то этот «герой» не овладел даже элементарной общей культурой.

Думая о юношах, нельзя забывать и девочек-подростков. 0чень часто во взаимоотношениях полов ведущая роль принадлежит им. И вопрос о девичьей чести, о правильном отношении друг к другу без раннего полового сближения должен незаметно ставиться на повестку дня ваших интимных бесед и дома, и в школе.

В заключение я хочу сказать еще о следующем, может быть, о самом главном.

Приучайте детей видеть прекрасное вокруг нас, чувствовать красоту жизни, стремиться к красоте. Эстетическое чувство человека следует воспитывать, и чем раньше мы будем начинать делать это, тем лучше.