За здоровое детство

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Правильное чтение книг имеет большое значение и у детей школьного возраста. «Проглатывание» книг приучает детей к невнимательности и рассеянности. 3. Л. Синкевич в книге «Наука о психической деятельности» пишет: «И. П. Павлов, руководя чтением сына, рекомендовал ему каждую книгу читать три раза: один раз для себя, второй — для отца (для обсуждения с И. П. Павловым содержания прочитанного) и третий раз снова для себя, для окончательного обдумывания и суждения о прочитанном материале». Во время чтения детей нужно приучить рассматривать иллюстрации в книгах и рассказывать их содержание. Пусть вначале они будут только перечислять то, что нарисовано, но постепенно они сумеют построить более связный рассказ, а это также способствует воспитанию усидчивости, пытливости и творческого подхода.

В развитии наблюдательности очень большое значение имеет рисование. Оно вначале носит характер забавы и привлекает детей, но это не только забава. За счет рисования ребенок знакомится с окружающим. У него развивается зрительная память, он приучается к пространственному представлению, приучается любить и понимать краски живой природы. Еще большее значение имеет преподавание рисования в школе. Здесь у педагогов неисчерпаемые возможности в воспитании у детей чувства красоты, любви к природе.

Исключительно важное значение имеет личный пример взрослых, в первую очередь родителей. Даже самые маленькие из них гордятся вами. «Я буду летчиком», «Я буду танкистом», «Я буду мамой», — говорят они. Дети даже не всегда говорят о том, что вы их бьете, стараясь скрыть ваши неблаговидные поступки. Могли лй остаться здоровыми дети вот в этой семье? Худенькая бледная женщина привела ко мне на прием двух девочек. Третий — пятнадцатилетний сын — осужден за кражу и находится в колонии. У старшей девочки — ночное недержание мочи, у младшей— заикание. Сведения о семье мать дает сбивчиво и бессвязно: «В доме у нас и клопы, и прусаки, — говорит она, — сил нет ничего делать, муж в пьяном виде каждый день устраивает скандалы, избивая всех». «А на какие средства вы живете?» — спрашиваю я мать. «Ворую остатки денег из его карманов, когда он возвращается после очередной попойки»,— говорит мне она. — Мой старший сын и не мог быть другим, — продолжает она снова, — он бил его чем попало и как попало». Боясь отца, мальчик даже в зимние вечера убегал на чердак, где и проводил ночи, а затем стал исчезать надолго. И однажды мать узнала, что он осужден за кражу. Конечно, таких семей у нас уже почти нет, но иногда они все же встречаются, поэтому я пишу об этом.

Говоря о воспитании детей, нельзя обойти молчанием вопрос о половом воспитании. Им должны интересоваться все: родители, педагоги, воспитатели, писатели, врачи и т. д., потому что все отклонения, которые возникают в плане сексуальной патологии (sexus — пол), причинно обусловлены, следовательно, устранимы. Больше того, мы должны стремиться к тому, чтобы они не возникали, и вопрос о взаимоотношении полов воспринимался детьми и подростками целомудренно и реально.

Опыт показывает, что говорить об истинных половых извращениях у детей и подростков нельзя. Половое влечение у них существует в незавершенном виде, и случаи очерченных болезненных отклонений чрезвычайно редки. Даже онанизм, о котором я говорила выше, несомненно, являясь болезненным процессом, не может быть отнесен к истинным половым извращениям, так как дети часто начинают онанировать с трехмесячного возраста, когда думать о сексуальных психопатиях еще невозможно. Выше я также говорила об этом заболевании, о его лечении и профилактике. Хочется остановиться на основной группе детей и подростков, совершенно здоровых, у которых в период переходного возраста (а он обычно у девочек охватывает в среднем возраст 11—12 лет, а мальчиков от 13—14 лет до 16—17 лет) возникает естественный интерес к противоположному полу, причем следует отметить, что в наше время под влиянием кино и телевизионных передач пробуждение сексуальности возникает даже раньше.

Я помню, как десятилетняя девочка спрашивала меня на приеме: «Что такое оплодотворение?» — предварительно сказав своей маме: «Мама, выйди. Она будет сердиться, если узнает, что спрашиваю об этом»,— пояснила она мне. Я долго говорила с Верочкой на эту тему, подбирая слова и выражения, так как чувствовала волнение девочки. Я говорила о смерти и гибели жизни на земле, если исчезнет величайший по силе инстинкт продолжения жизни; я говорила о союзе двух, вспоминая замечательное по простоте и смыслу стихотворение К. Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь». Словами поэта я говорила о детях, как о великом чуде любви, ее вершине, и многом, многом другом, замечая, как постепенно успокаивалась моя маленькая пациентка.