За здоровое детство

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Говоря о закаливающих процедурах, делая здоровым и гармоничным тело, одновременно нужно иметь в виду и характер ребенка, следить не только за тем, что он делает, но и как делает.

Человеческий характер вырабатывается в процессе жизни и, умело руководя ребенком, помогая ему выработать те или иные черты поведения, мы поможем ему стать настойчивым, внимательным, активно умеющим добиваться цели, стать, как говорят, человеком с твердым характером. Но о типе нервной системы забывать нельзя, знание типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка поможет нам в правильном подходе к детям.

Познавательная и умственная деятельность ребенка формируется не сразу. Основой внимания у ребенка является (по И. П. Павлову) рефлекс «что такое» — стремление подойти, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом происходит качественная перестройка процесса познания: ребенку делается доступной мысль о деятельности, конечно, под руководством старших. Он собирает пирамиду, стучит молотком и пр. В дальнейшем у него вырабатываются основы памяти, вначале в виде первоначальных ассоциаций: найдя карандаш, он протягивает его, чтобы ему нарисовали рисунок, желая идти гулять, он несет вам шапку. Баюкая куклу, делая обед из флоксов, дети выявляют зачатки воображения. Складывая матрешку, строя домик из кубиков, ребенок приучается к анализу и синтезу явлений, овладевает мыслительными операциями и т. д. Для успешного освоения всех этих процессов необходимо постоянное присутствие неутомимых родителей-педагогов или таких же внимательных, любящих и понимающих свое дело воспитателей. Предоставление ребенка самому себе может надолго затормозить его развитие.

В детских садах существует хорошее правило. После завтрака для детей организуют занятия, продолжительность которых зависит от возраста детей. Такие занятия можно проводить и дома (рисование, счет, ознакомление с природой, конечно, в доступных для детей масштабах). Это будет тренировать усидчивость, умение сосредоточивать внимание, приучать к будущему режиму школы. Дети приучаются все делать сами. У них появляется чувство ответственности за порученное задание.

Грубой ошибкой в воспитании является освобождение детей от доступных им обязанностей, тем более что они стремятся к этому. «Я сам»,— говорил всегда маленький Андрюша, стараясь надеть туфли, и ему не нужно было мешать, потому что выполнение этого полезного дела доставило бы ему радость. Полезная деятельность не обходима ребенку так же, как и игра.

Очень большое значение в развитии ребенка и в его воспитании имеет чтение книг, рассказывание сказок, рассказов, но и здесь надо учитывать типологические особенности каждого. Дети, у которых преобладают процессы возбуждения, очень легко отвлекаются, но они эмоциональны, и для того чтобы приучить их сосредоточивать внимание, заинтересовать их, надо делать их участниками этого процесса: их можно просить пересказать сюжет, нарисовать героев сказок, обсудить, что в прочитанном хорошо, что плохо. Детей, у которых преобладают процессы торможения, вялых, пассивных надо уметь поощрить словами, внести в пересказывание сюжетов игровой момент, уменьшить время чтения и слушания рассказов. Инициатива воспитателей, педагогов и родителей может быть безгранична, нужно только захотеть найти в каждом ребенке его хорошие качества и выявить их, чтобы они стали заметны остальным детям. У нерешительного ребенка появится уверенность в собственных силах, у «трудных» детей своевременное признание даже маленьких качеств также может стать началом перевоспитания.