Навязчивые состояния у детей

Страницы: 1 2 3 4 5

В некоторых случаях помогает метод лечения, предложенный М. Д. Танцюрой, который с некоторыми изменениями мы и применяем. Мы предлагаем ребенку раза два в день садиться перед зеркалом и в течение трех минут непрерывно сознательно делать свои навязчивые движения вне зависимости от того, есть ли в них потребность или нет; затем минута отдыха и воздержания от подергиваний; снова три минуты делать эти движения и минуту отдыхать, после чего три минуты повторять (хотя бы через силу) эти движения, т. е. всего это занимает 11 минут. Такое лечение проводится 2—3 недели, По мнению М. Д. Танцюры лечебный эффект основан тут на том, что сознательное повторение этих движений (избыточное — даже тогда, когда этого уже и не хочется) приводит к перераздражению и тем самым к последующему затормаживанию соответствующих двигательных зон в коре головного мозга. Нам кажется, что основное действие этих упражнений в том, что при такой тренировке навязчивые движения из непроизвольных постепенно становятся легко управляемыми, т. е. подпадают под сознательный контроль, поэтому мы и ввели в упражнение минутные перерывы, которых нет у М. Д. Танцюры.

Так как данная книга рассчитана в первую очередь на родителей и воспитателей, а не на врачей, на медикаментозных и других лечебных назначениях мы специально останавливаться не будем. Укажем только, что в ряде случаев мы получали хорошие результаты от применения так называемой «раскачивающей терапии», заключающейся в быстрой смене лекарств, усиливающих процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга, например: быстрый последовательный прием барбамила, кофеина и снова барбамила. Эффективность данного метода основана на том, что здесь как бы получается «смывание» двумя противоположными по направлению воздействиями создавшейся в коре головного мозга патологической связи; образно это можно сравнить с взбалтыванием жидкости в бутылке, для того чтобы смыть приставшую к ее внутренней поверхности бумажку.