Навязчивые состояния у детей

Страницы: 1 2 3 4 5

В предыдущих главах мы говорили о проявлениях истерии и неврастении у детей. В настоящей главе будет рассмотрен третий вид невроза — невроз навязчивых состояний.

Невроз навязчивых состояний (как у взрослых, так и у детей) возникает на фоне инертного типа нервной системы, при котором случайно совпавшие впечатления и реакция на них могут крепко и надолго связаться друг с другом. Подробно о том, что такое инертный тип нервной системы, мы уже говорили выше, разбирая различные темпераменты.

По существу, невроз навязчивых состояний — это чаще всего закрепившаяся привычка, которая не соответствует изменившимся обстоятельствам, давно уже не нужна, но преодолеть ее человек не может. Это может проявляться или в виде навязчивых мыслей — обсессии, или в виде навязчивых страхов — фобии, или в виде навязчивых действий — импульсии.

Навязчивые мысли, склонность к бесплодному мудрствованию, «умственной жвачке», возникают обычно на фоне превалирования второй сигнальной системы, а так как у дошкольников обычно преобладает первая сигнальная система с образным, конкрентным мышлением, обсессии в этом возрасте почти не встречаются, и поэтому останавливаться на них мы не будем. (О том, что такое первая и вторая сигнальные системы и об их соотношении, уже говорилось выше.)

Зато навязчивые страхи самого различного характера встречаются у детей очень часто.

Навязчивые страхи, фобии, надо отличать от просто повышенной пугливости, наблюдающейся у некоторых нервных детей, особенно младшего возраста, при которой ребенок боится всего нового: и чужого человека, и животного, и шума, и темноты и многого другого. Такая пугливость с возрастом большей частью проходит сама. Другое дело — фобии, т. е. навязчивые страхи, вызываемые каким-то определенным предметом или явлением, обычно не представляющим никакой опасности для ребенка, с одновременно спокойным отношением к остальным, даже, может быть, опасным ситуациям.

Эти навязчивые страхи крайне разнообразны. Один боится широких площадей, другой закрытых помещений, третий пушистых елок, четвертый черных овец, пятый пестрых скатертей и т. д. и т. п.

В тех случаях, когда удается выяснить причину возникновения данного страха (а это не всегда легко, так как сам ребенок, а часто и окружающие, не могут объяснить его), обычно обнаруживается, что впервые страх возник при действительно пугающих ребенка событиях. Случайно это испугавшее ребенка событие совпало с каким-либо безобидным явлением или предметом, оказавшемся в это время в поле внимания ребенка. Случайная внешняя связь между пугающим событием и обстановкой, в которой оно произошло, запечатлевшаяся в мозгу ребенка с инертным типом нервной системы, и может привести к тому, что в дальнейшем какая-то деталь этой обстановки становится возбудителем страха. Чаще всего такая связь возникает у ребенка, не только имеющего инертный тип нервной системы, но и ослабленного каким-либо инфекционным процессом, потрясением или внезапно разбуженного.

Одну свою пациентку — шестилетнюю девочку Таню я вынужден был осматривать при широко открытой двери, так как попытка прикрыть дверь вызывала у Тани непреодолимый ужас. Во всем остальном нормальная, разумная девочка, она с криком бросается к захлопнувшейся двери и, убедившись, что распахнуть ее не может, устремляется к окну. Приходится распахнуть широко дверь, и Таня сразу же успокаивается. Жизнь родителей девочки, да и самой Тани превратилась в кошмар: дома двери комнаты (или окно) должны быть всегда распахнутыми, Таня не может посещать детский сад, бывать в общественных местах, ездить в транспорте и т. п. На медицинском языке это явление называется клаустрофобией, т. е. навязчивым страхом замкнутого пространства.

Оказывается, клаустрофобия возникла у девочки после того, как во время поездки с матерью на пароходе она проснулась от криков матери, которая пыталась открыть дверь, перекосившуюся при ударе судна о камень. Вид перепуганной матери, думавшей, что судно тонет, и судорожно пытавшейся вырваться с дочерью из каюты, вызвал ужас у Тани и прочно связался у нее с видом закрытой двери.

Спокойный смелый семилетний мальчик испытывает навязчивый страх перед дощатыми некрашеными заборами; никакие посулы не могут заставить его пройти мимо такого забора. Оказывается, когда мальчику было два с половиной года, из-за такого забора выскочила и набросилась на него собака. Сам мальчик не помнит об этом событии и не понимает, почему некрашеный забор внушает ему ужас.