Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Инвалидность, устанавливаемая психически больным, подразделяется на следующие виды: инвалидность в связи с психическим общим заболеванием, профессиональным, трудовым увечьем и прохождением военной службы. Выделяется также инвалидность с детства. Этот вид инвалидности устанавливается у лиц до 16-летнего возраста (учащиеся до 18 лет и до начала работы по найму). Если инвалидность наступила у работающего подростка, хотя ему и не исполнилось 16 лет, или у учащегося средних специализированных, высших учебных заведений в возрасте до 18 лет, то им устанавливается инвалидность в связи с заболеванием.

Судебная психиатрия изучает особенности психических заболеваний и кратковременные психические расстройства у лиц для оценки их возможности осуществить свои гражданские права и обязанности, а также нести ответственность за уголовно наказуемые деяния.

Взгляд на задачи и содержание судебной психиатрии претерпел большую эволюцию. Развитие судебной психиатрии находилось под влиянием философских идей, социально-экономических условий жизни, уровня знаний о психических заболеваниях, общих достижениях в области психиатрии, зависело также от господствующих в тот или иной период учений об уголовном праве, вине и ответственности. В истории развития судебной психиатрии создавались отдельные школы со своими теоретическими предпосылками и практическими установками. В середине XIX века получила широкое распространение классическая школа уголовного права, основывающаяся на идеалистической концепции о свободе воли как категории, определяющей все сознательное поведение человека и не зависящей от мозговой деятельности. В связи с этим многие психиатры, стоящие на стихийно-материалистических позициях, не видели возможностей определить клиническое содержание схоластически-юридических категорий вменяемости и невменяемости.

Другая школа (антропологическая) исходила из других предпосылок. Природа преступлений объяснялась биологическими причинами. Ярким представителем этой школы являлся Ч. Ломброзо — итальянский психиатр-криминалист. Его концепция о врожденном преступнике, получившая название ломброзианства, была принята многими буржуазными специалистами и в дальнейшем дополнена различными психологическими трактовками, в том числе и фрейдизмом, усматривавшим в преступных действиях реализацию бессознательных агрессивных тенденций.

На сходных с антропологической школой методологических позициях строилось социологическое направление. Представители этого направления главную причину преступления, помимо биологических особенностей личности, видели в условиях жизни и опыте раннего детства преступника. Они не придавали научного значения установлению вменяемости или невменяемости лиц, совершивших преступление: важным считалось определение мер, которые общество должно предпринять для своей защиты в отношении лиц, совершивших преступление. Ими было введено понятие опасного состояния и особых личностных свойств, предрасполагающих к антисоциальным действиям. Эта концепция в учении о преступнике и преступлениях распространена в западных странах и в настоящее время. Это направление эклектично по своей природе. Для его научного обоснования привлекаются также фрейдизм и психодинамическая теория.

Психические заболевания, отклонения в поведении, в том числе антисоциальные, объясняются как невозможность для личности справиться с жизненной ситуацией, корни же слабости личности находятся в эмоциональном «опыте» детства, в биологических особенностях личности.

Для объяснения причин преступности авторы пользуются теми же схемами, что и для обоснования происхождения психических заболеваний: эмоциональным травмам детства отводят основную роль, а преступные действия рассматривают как своеобразные защитные реакции.

В отличие от западной судебной психиатрии, теоретические позиции и практика которой определялись идеалистическими теориями в учении о преступности, отечественная психиатрия развивалась на основе материалистического понимания природы психического и достижений клинической психиатрии.