Слух

Слух — это способность организма воспринимать и различать звуковые колебания. Эта способность осуществляется слуховым (звуковым) анализатором. Т. о. слух — это процесс, при котором ухо преобразует звуковые колебания во внешней среде в нервные импульсы, которые передаются в мозг, где они интерпретируются как звуки. Звуки рождаются от различных колебаний, например, если дернуть гитарную струну, возникнут импульсы вибрационного давления молекул воздуха, более известные как звуковые волны.

Ухо может различать различные субъективные аспекты звука, такие как его громкость и тональность, путем обнаружения и анализа различных физических характеристик волн.

Наружное ухо направляет звуковые волны от внешней среды к барабанной перепонке. Ушная раковина, видимая часть наружного уха, собирает звуковые волны в слуховой проход. Чтобы звук передавался в центральную нервную систему, энергия звука претерпевает три трансформации. Во-первых, воздушные вибрации преобразуются в вибрации барабанной перепонки и косточек среднего уха. Они, в свою очередь, передают вибрации в жидкость внутри улитки. Наконец, колебания жидкости создают бегущие волны вдоль базилярной мембраны, которые стимулируют волосковые клетки кортиева органа. Эти клетки преобразуют звуковые колебания в нервные импульсы в волокнах кохлеарного (слухового) нерва, который передает их в мозг, из которого они передаются после значительной обработки в первичную слуховую область коры головного мозга, конечный слуховой мозговой центр. Только когда нервные импульсы достигают этой области, человек слышит звук.

Когда барабанная перепонка поглощает звуковые волны, ее центральная часть, вибрирует как жесткий конус, изгибающийся вовнутрь и наружу. Чем больше сила звуковых волн, тем больше отклонение мембраны и тем сильнее звук. Чем выше частота звука, тем быстрее вибрирует мембрана и тем выше высота звука.

Человеческому слуху доступна область звуков с частотой колебаний от 16 до 20 000 Гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Слуховая чувствительность, или острота слуха, определяется величиной порога слухового ощущения: чем меньше величина порога, тем выше острота слуха. При увеличении силы звука ощущение громкости звука нарастает, но при достижении силы звука определенной величины нарастание громкости прекращается и появляется ощущение давления или даже боли в ухе. Сила звука, при которой появляются эти неприятные ощущения, называется болевым порогом, или порогом дискомфорта. Слуховая чувствительность характеризуется не только величиной порога слухового ощущения, но и величиной разностного или дифференциального порога, т. е. способностью к различению звуков по силе и высоте (частоте).

При воздействии звуков острота слуха изменяется. Действие сильных звуков ведет к понижению слуха; в условиях тишины слуховая чувствительность быстро (через 10—15 сек.) восстанавливается. Это физиологическое приспособление слухового анализатора к воздействию звукового раздражителя называется слуховой адаптацией. От адаптации следует отличать слуховое утомление, возникающее при длительном воздействии интенсивных звуков и характеризующееся временным снижением слуховой чувствительности с более длительным периодом восстановления нормального слуха (несколько минут и даже часов). Частое и длительное раздражение слухового органа сильными звуками (например, в условиях шумных производств) может повести к необратимому понижению слуха. Для предупреждения стойкого нарушения слуха рабочие шумных цехов должны пользоваться специальными заглушками — противошумами (см.).

Наличие парного органа слуха у человека и животных обеспечивает способность определять местонахождение   источника  звука.  Эта способность носит название бинаурального слуха или ототопики. При одностороннем поражении слуха ототопика резко нарушается.

Специфической особенностью слуха человека является способность воспринимать звуки речи не только как физические явления, но и как смыслоразличительные единицы — фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового центра речи, расположенного в левой височной доле мозга. При выключении этого центра восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, сохраняется, но различение их как речевых звуков, т. е. понимание речи, становится невозможным (см. Афазия, Алалия).

Для исследования слуха применяются различные методы. Наиболее простым и доступным является исследование с помощью речи. Показателем остроты слуха служит расстояние, на котором различаются те или иные элементы речи. Практически слух считается нормальным, если шепотная речь различается на расстоянии 6—7 м.

Для получения более точных данных о состоянии слуха применяют исследование с помощью камертонов (см.) и аудиометра (см. Аудиометрия).