Аудиометрия (синоним акуметрия) — это исследование остроты слуха.
Исследование слуха чаще всего производится шепотной, разговорной речью (таблицы слов Воячека) и камертонами (см.). При исследовании слуха ухо, которое не исследуют, закрывают пальцем или ватой. Расстояние (в метрах), с которого обследуемый различает те или иные произносимые врачом слова, фиксируется как острота слуха на шепотную и разговорную речь. Возможность чтения с губ при этом исследовании должна быть исключена.
Острота слуха на чистые тоны исследуется камертонами. Помимо этого, камертоны (частотой 128 или 256 колебаний в 1 сек.) используют для дополнительных исследований.
Опыт Вебера. Ножку звучащего камертона ставят на темя исследуемого строго по средней линии. В норме звук ощущается «в голове» или в обоих ушах с одинаковой интенсивностью. При поражении звукопроводящей системы больной лучше слышит пораженным ухом, при заболеваниях звуковоспринимающих отделов — здоровым ухом.
Опыт Ринне. Ножку звучащего камертона ставят на сосцевидный отросток исследуемого. После того, как звуки камертона перестают ощущаться, его снимают с сосцевидного отростка и подносят к уху. При нормальном слухе (положительный опыт Ринне) исследуемый вновь начинает слышать звук камертона, что указывает на нормальное состояние звукопроводящего аппарата.
Опыт Швабаха. Определяют продолжительность восприятия больным звучания камертона с темени и сравнивают ее с нормальной.
Исследования слуха с помощью приборов — аудиометров — дают более точные результаты. Существуют тональные и речевые аудиометры. Тональный аудиометр состоит из генератора звука, телефонов (воздушного и костного) и регуляторов частоты и интенсивности звука. Перед аудиометрией обследуемого инструктируют, надевают на уши ему телефон и устанавливают частоту подаваемого тона. Если аудиометрию производят звуками возрастающей интенсивности, регулятор предварительно устанавливают на «0», а затем постепенно смещают, усиливая тем громкость звука. Получив сигнал пациента, означающий, что он слышит подаваемый звук, отмечают величину порога восприятия звука. При исследовании слуха звуком убывающей интенсивности в телефон подают заведомо слышимый больным звук. Уменьшая интенсивность звука, отмечают момент, когда больной перестает его слышать.
Для исследования костной проводимости звуков костный телефон прикладывают к сосцевидному отростку и плотно прижимают его пружинящим оголовьем или рукой. Исследование производят так же, как и при определении порогов воздушной проводимости. Все измерения слуха исчисляют в децибелах. Результаты аудиометрии фиксируют на специальных бланках — аудиограммах. Для массовых обследований и профессионального отбора используют аудиометры-тестеры упрощенной конструкции.
Речевой аудиометр дает возможность проведения исследования слуха речью через микрофон или записанной на граммофонной пластинке, а также на магнитофонной пленке. Состояние слуха оценивают в процентном отношении к числу правильно воспринятых слов. Результаты исследования изображают в виде кривых разборчивости речи. Как тональную, так и речевую аудиометрию производят в специальных звукоизолированных помещениях (камерах).
В настоящее время термин «аудиометрия» чаще используют в тех случаях, когда речь идет об исследовании слуха с помощью аудиометров.
Аудиометрия (от лат. audio — слышу и греч. metreo — измеряю; синоним акуметрия, от греч. akouo — слышу) — измерение остроты слуха. Так как острота слуха, или чувствительность слухового анализатора, определяется порогом восприятия звука, то аудиометрия сводится главным образом к определению порогов восприятия звуков разной частоты, т. е. к определению наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.
Наиболее простым и доступным методом аудиометрии является исследование слуха речью. Для этой цели применяют шепотную и громкую речь. В полной тишине шепотная речь воспринимается при нормальном слухе на расстоянии 20—25 м. В обычных условиях исследования, т. е. в обстановке относительной тишины, слух считается нормальным, если шепотная речь воспринимается с расстояния 6—7 м. При отсутствии восприятия шепотной речи или резком его понижении переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая придается голосу при обычном разговоре. Если и речь разговорной громкости различается испытуемым плохо или совсем не различается, применяют речь усиленной громкости. Исследование слуха речью не может быть единственным методом определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот способ не объективен как по дозировке силы звука, так и по оценке результатов.
Более точен метод исследования слуха при помощи камертонов. В практике применяют обычно камертоны, настроенные на тон С («до») в разных октавах. Для детального исследования слуха используют полный набор, включающий камертоны С1, С, с, с1, с2, с3, с4, с5, дающие соответственно 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 и 4096 колебаний в 1 сек. Камертоны обозначают соответствующей буквой и цифрой, показывающей число колебаний в 1 сек. (С64, С128, с256 и т. д.). Полный набор камертонов дополняется специальным свистком, при помощи которого получают самые высокие звуки (от 4000 до 20 000 колебаний в 1 сек.). В повседневной практике исследование слуха производят чаще тремя камертонами (С128, с512, с2048 или с4096) или даже двумя (С128 и с2048).
При помощи камертонов можно исследовать остроту слуха как при воздушной, так и при костной проводимости. Для исследования воздушного звукопроведения звучащий камертон подносят к исследуемому уху и определяют промежуток времени от начала звучания до момента его исчезновения. Костную проводимость исследуют, прижимая ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку или к темени. Путем сравнения времени, в течение которого звучание камертона воспринимается исследуемым ухом, с продолжительностью звучания того же камертона для нормально слышащего уха и определяется острота слуха к звуку, издаваемому данным камертоном. Целесообразно отмечать время слышимости не в абсолютных цифрах (секундах), а в процентах к времени восприятия камертона здоровым ухом.
Наиболее совершенным методом является исследование слуха при помощи электроакустического аппарата — аудиометра.
После введения в практику аудиометров (устаревшее название отоаудион) термин «аудиометрия» стали применять преимущественно для обозначения исследования слуха именно при помощи этого прибора.
Аудиометр представляет собой ламповый генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Для исследования слуховых порогов при воздушной и костной проводимости применяют специальные телефоны — «воздушный» и «костный». Интенсивность звуковых колебаний может изменяться в очень больших пределах: от самой незначительной, лежащей ниже порог» слухового восприятия, до 120—125 дБ (для звуков средней частоты). Высота издаваемых аудиометром звуков также может варьировать в широком диапазоне — от 50 до 12 000—15 000 Гц. Интенсивность звука определяют по шкале аудиометра, которая градуирована в децибелах обычно по отношению к нормальному слуху.
При измерении остроты слуха при помощи аудиометра (рис. 1), изменяя высоту звука путем нажатия соответствующих кнопок или вращения диска, а силу звука — путем вращения ручки аттенюатора (регулятора интенсивности), устанавливают минимальную интенсивность, при которой звук данной высоты становится едва слышимым (пороговая интенсивность). Определив по шкале аудиометра пороговую интенсивность слуха у обследуемого, устанавливают степень снижения слуха в децибелах.
Результат исследования остроты слуха при помощи аудиометра записывают в виде аудиограммы. На аудиометрическую сетку (рис. 2) наносят в виде точек показания аудиометра для каждого уха отдельно; кривая, соединяющая эти точки, называется аудиограммой. Сравнивая положение аудиограмм полученной и соответствующей нормальному слуху (представлена в виде горизонтальной прямой, проходящей через нулевой уровень), можно получить наглядное представление о состоянии слуховой функции.
В последнее время стали применять и так называемую речевую аудиометрию. В отличие от обычной, или тональной, аудиометрии, при которой исследуется слуховая чувствительность к тонам разной высоты, при речевой аудиометрии определяется порог различения речи. На аудиометр в этом случае речь подается либо непосредственно (через микрофон), либо после предварительной записи на магнитную пленку.
Рис. 1. Исследование слуха при помощи аудиометра.
Рис. 2. Аудиограмма.
Порог различения, или минимальная интенсивность речи, при которой исследуемый различает 50% слов, определяется при помощи аттенюатора и измеряется в децибелах.
По сравнению с другими методами исследование остроты слуха при помощи аудиометра имеет ряд преимуществ: 1) значительно большая точность измерения;
2) значительно большая интенсивность издаваемых звуков; максимальная сила звука голоса человека и камертонов равна 90 дБ, при помощи же аудиометра можно получать звук интенсивностью до 125 дБ, что дает возможность измерять очень большие степени понижения слуха, а в ряде случаев определять и болевые пороги;
3) возможность оценивать остроту слуха в общепринятых и легко сравниваемых единицах (децибелы); 4) возможность исследовать костную проводимость для высоких звуков, что исключено при исследовании слуха камертонами.
Для полной характеристики функции слухового анализатора применяют специальные приемы аудиометрии: исследование остроты слуха в условиях шумового фона — так называемая шумовая аудиометрия, а также методами надпороговой аудиометрии, к числу которых относятся исследование феномена выравнивания громкости (recruitment), определение разностного порога силы звука и др. (см. Слух).
Применение тональной и речевой аудиометрии при исследовании остроты слуха у маленьких детей, особенно у детей с нарушениями слуха и речи, очень затруднено, так как такие дети обычно не понимают разъяснений о предъявляемой им задаче и способах peaгирования на звуковые сигналы и, кроме того, у них отсутствуют навыки прислушивания к звукам малой интенсивности. Ребенок в таких случаях реагирует на звук не минимальной (пороговой) силы, а на звук, интенсивность которого превышает, иногда значительно, пороговую. В связи с этим при исследовании слуха у детей применяют методы так называемой объективной, или рефлекторной, аудиометрии. Способы аудиометрии, в основе которых лежат безусловнорефлекторные реакции (см. Ауро-пальпебральный рефлекс, Ауро-пупиллярный рефлекс), не вошли в широкую практику, так как эти реакции непостоянны и отсутствие их не может служить свидетельством отсутствия слуха.
Значительно большее значение имеют методы условнорефлекторной аудиометрии: кожно-гальванический, мигательный, двигательный с ориентировочным подкреплением. При исследовании кожно-гальваническим методом используется оборонительная реакция на раздражение электрическим током, проявляющаяся в изменении электрических потенциалов кожи; путем периодического сочетания звукового сигнала с электрическим раздражением удается выработать условнорефлекторную реакцию — изменение кожных потенциалов при одном звуковом раздражении. При исследовании слуха при помощи мигательной методики в качестве безусловного раздражителя применяют слабую струю воздуха: когда струя воздуха попадает на лицо ребенка, возникает оборонительная реакция в виде смыкания век. Сочетая действие воздуха с звуковым сигналом, можно получить условнооборонительную реакцию (мигание) на одно звуковое раздражение. При определении слуха при помощи двигательной методики с ориентировочным подкреплением звуковой раздражитель сочетают с показом (при помощи фильмоскопа) серий сюжетных картинок, придавая, таким образом, звуковому раздражителю сигнальное значение.
Условнорефлекторная аудиометрия находит широкое применение также в экспертизе. При помощи выработки оборонительного (электрокожного или мигательного) рефлекса можно не только узнать о наличии слуха, но и точно определить его остроту на каждое ухо.
Достоверность и точность результатов аудиометрии во многом зависят от условий, в которых она производится. Большое значение, в частности, имеет изоляция от внешнего шума и от воздействия различных других отвлекающих факторов. Для исключения или хотя бы значительного снижения маскирующего влияния внешнего шума аудиометрию проводят в звукозаглушенных камерах. Эти камеры представляют собой две или три расположенные одна в другой коробки, между стенами которых находится воздушная прослойка или звукопоглощающие материалы. Для наблюдения за исследуемым в стене камеры есть смотровое окно.