Речь

Речь — присущая человеку форма деятельности, служащая общению между людьми путем использования языка. Речь каждого человека возникает и формируется на основе языка, присущего отдельной национальности. Язык обогащает речевой опыт поколений и обеспечивает возможность использования в речи индивидуума этого опыта как продукта общественно-исторического развития народа и человечества.

При общении у людей проявляются в основном моторная и сенсорная речь. Моторная, экспрессивная, устная (звуковая) форма речи характеризуется произнесением голосом слов, предложений; письменная речь — их буквенным воспроизведением (рукописно, на машинке). Сенсорная, импрессивная форма речи— восприятие и понимание речи. Импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии произносимого, а импрессивная речь письменная — в зрительном восприятии текста (чтения). Письмо и чтение объединяются в понятие письменной речи.

Кроме того, у человека возникает внутренняя речь — речь для себя. Эта форма речи имеет большое значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека. На стадии достаточного развития моторной, сенсорной, внутренней речи приобретается способность обучиться письменной речи, овладеть чтением и письмом. Важная сторона речи — грамматическая, отражающая законы грамматики того или иного языка. Нарушения ее в патологии называют аграмматизмом в языке и в речи. В речи реализуется и другая сторона языка — смысловая, или семантическая, связанная с лексическим значением отдельных слов и их сочетаний. По мере развития человечества в процессе совершенствования им знаний и накопленного опыта происходят изменения в языке и в первую очередь в его лексико-семантической структуре, что находит непосредственное отражение в речи — как целого языкового коллектива, так и каждого из его членов. Кроме отдельных слов, словосочетаний и предложений, семантическое значение в речи имеют также ударение, интонация, жесты, мимика.



В патологии развития речи и при заболеваниях, ведущих к ее изменениям, может страдать наряду с другими сторонами речи и ее семантическая сторона. В произнесении голосом звуков речи (фонем, слогов, слов и фраз) участвуют легкие, трахея, гортань с голосовыми связками, глотка, язык, зубы, губы и щеки. Большое значение для голоса имеют гортань, ротовая полость, придаточные пазухи носа. Поэтому тембр голоса, некоторые особенности интонации, темп, плавность и ритм речи определяются индивидуальными свойствами человека и придают речи каждого человека своеобразие.

В громкой речи участвуют дыхательные, фонационные (связанные с голосовым аппаратом) и артикуляционные мышцы, согласованность деятельности которых находится под постоянным контролем моторных и сенсорных речевых отделов коры больших полушарий головного мозга.

Различные звуки речи возникают в результате того, что органам ротовой полости придается специальное для данного звука положение, определяющее форму и объем этих органов. Так, при произнесении гласного звука «а» рот широко раскрыт, а глотка узка; при звуке «и» соотношение противоположно тому, которое наблюдается при звуке «а». При губных звуках («п», «б») необходимо смыкание губ, для других звуков — правильное строение зубов; при произнесении тех или иных звуков необходимо, чтобы разные участки языка поджимались к нёбу. Артикуляция при различных звуках и их комплексах характеризуется различной степенью сложности.

Центральная часть речевого аппарата включает в себя кору головного мозга, подкорковые образования, мозжечок, пути, связывающие кору с периферическими органами речи. Установлено, что преимущественное значение для речи имеет у правшей левое полушарие мозга, у левшей — правое. Развитие восприятия, понимания смыслового содержания словесных сигналов является функцией всей коры головного мозга и преимущественно речевой сенсорной зоны височной области коры головного мозга. Анатомо-физиологическая сторона речи находится в тесной связи с анализаторами (см.) первой сигнальной системы; слуховой анализатор имеет очень большое значение для восприятия речи окружающих, для возникновения речи у нормально развивающегося ребенка, для регулирования в дальнейшем собственной речи человека (слуховой контроль). Зрительный анализатор также участвует в возникновении и развитии речи, компенсирует расстройства слухового анализатора. И. П. Павлов придавал особое значение роли кинестетического (двигательного) анализатора. Этот анализатор обеспечивает обратную сигнализацию от периферических органов в кору головного мозга, участвуя таким образом в контроле выполнения речевых заданий из центра.

В норме основной формой речевого общения стала громкая звуковая речь. При врожденном отсутствии слуха или потере его до развития речи у ребенка возникает глухонемота (см.) с компенсацией дефекта жестами. Жесты и мимика включаются и в звуковую речь здорового человека в качестве ее подкрепления: они могут усиливать эмоциональную выразительность речи, иногда могут заменять слово, подчеркнуть его значение, взять на себя функцию указания.

  • Речь ребенка
  • Расстройства речи