Страницы: 1 2 3 4

Немедикаментозное лечение алкоголизма

Как же строится курс ситуационно-психологического тренинга? На начальном этапе врач-психотерапевт добивается сплочения группы, создания в ней необходимого морально-психологического климата и лечебного настроя. С первых же занятий в центре групповых дискуссий оказывается алкоголизм как заболевание и проблема патологического влечения к алкоголю. Больные анализируют прошлый опыт и выявляют факторы, актуализирующие влечение к алкоголю.

На следующем этапе курса и происходит повышение уровня осознаваемости влечения. Больные выявляют у себя признаки обострения влечения к алкоголю в ходе ролевого воспроизведения типичных ситуаций и состояний, актуализирующих потребность в алкоголе. Делается это так: на занятии разбирается ряд сходных ситуаций, провоцирующих больного на употребление алкоголя, и дается описание одной из них, наиболее часто встречающейся в данной группе больных (в частности, воспроизводятся ситуации, связанные с различными традициями и обычаями употребления алкоголя, неблагоприятные ситуации на производстве, в ближайшем микросоциальном окружении, конфликты, состояния утомления, скуки, депрессии, спонтанное желание употребить алкоголь и др.). Дается характеристика психологического состояния человека, попавшего в данную ситуацию. Если ситуация предполагает наличие нескольких участников, она воспроизводится на занятии в лицах. При этом роль человека, преодолевающего неблагоприятные обстоятельства, предлагается тем пациентам, которым данные ситуации наиболее присущи. В итоге совместными усилиями вырабатываются способы преодоления ситуации и формы отказа от употребления алкоголя.

При воспроизведении ситуации у части пациентов происходит кратковременное обострение влечения к алкоголю, признаки такого обострения фиксируются и усваиваются больными, до того недостаточно осознававшими внутреннюю потребность в алкоголе. Психотерапевт ориентирует больных на оптимальную линию поведения в данной ситуации и на профилактику возникновения аналогичных ситуаций в последующей трезвой жизни. Одновременно больные обучаются более адекватным способам общения и разрешения конфликтов.

Как правило, ролевое воспроизведение начинается с наиболее простых, понятных большинству больных ситуаций типа встречи со старыми друзьями, застолья и т. п. Подробно обсуждаются варианты внешнего противодействия «алкогольному давлению», варианты отказа. Подчеркивается важнейшее значение отказа через «Я» больного («Я больше не пью», «Я прекратил выпивки, и я не собираюсь возвращаться к ним» и т. д.). Большое значение придается внутренним мотивировкам отказа, противодействию собственному желанию употребить алкоголь.

В дальнейшем рассматриваются и более сложные для преодоления ситуации, когда обострение потребности в алкоголе диктуется внутренним состоянием больного и каждый больной овладевает приемами подавления собственного побуждения выпить.

Занятия, на которых воспроизводятся факторы, обостряющие потребность в алкоголе, заканчиваются сеансом аутогенной тренировки. При этом больные на практике убеждаются в эффективности самовнушения в борьбе с обострением влечения к алкоголю, отмечают значительное улучшение самочувствия. Причем эффективность самовнушения повышается, если изменить формулы расслабления таким образом, чтобы они максимально противодействовали конкретным признакам обострения влечения, выявленным в ходе занятий. Кроме того, занятия аутогенной тренировкой как бы способствуют возвращению волевой активности больного в нормальное русло, укрепляют власть разума над поведением больного.

Следует отметить, что в психотерапии алкоголизма заслуживают более широкого применения различные варианты метода аутогенной тренировки. Методика хороша тем, что позволяет больному самостоятельно справляться с нередкими в ремиссии колебаниями настроения, существенно снижать интенсивность влечения к алкоголю, развивает волевую активность больных, навыки саморегуляции. При алкоголизме должны использоваться и специальные упражнения, разработанные на основе аутогенной тренировки: метод самовоспитания, метод аутогенной психологической десенсибилизации, идеомоторные упражнения, метод отвлечения и др. (Лобзин, Решетников, 1986).