Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Основные направления профилактики алкоголизма

На основе анализа противоалкогольной работы в школе нами была разработана и апробирована в школах Москвы и Архангельска программа противоалкогольного воспитания школьников, которая предусматривает постепенное, с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрытие перед ними различных аспектов отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и на жизнь общества в целом.

В основу противоалкогольной воспитательной работы в школе должны быть положены следующие принципы:

1) противоалкогольное воспитание в школе следует рассматривать как целостную систему нравственного воздействия на сознание детей, направленного на формирование нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;
2) противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться на протяжении всех 10 лет обучения школьника с учетом психологических особенностей возрастных групп и содержания изучаемых предметов;
3) начинать противоалкогольное обучение необходимо с 1-го класса, так как процесс активной выработки установок на употребление алкогольных напитков у детей начинается с 8—9 лет;
4) противоалкогольное просвещение должно охватывать также и родителей школьников, среди которых бытует мнение, что небольшие дозы алкоголя безвредны для детей.

Исходя из этих принципов, на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения II МОЛГМИ были подготовлены специальные методические рекомендации, в которых содержится примерная тематика и раскрывается методика проведения лекций и бесед по противоалкогольному просвещению не только учащихся, но и родителей. Следует подчеркнуть, что противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться не только в виде специальных лекций и бесед, но и во время предметного обучения другим дисциплинам. Это создает ненавязчивую форму подачи материала, усиливает эффект от сказанного. Учащиеся активно привлекаются к подготовке лекций, бесед, наглядных пособий. Противоалкогольная пропаганда должна базироваться на общих данных об особо вредном влиянии алкоголя на молодой растущий организм, на высшую нервную деятельность. Кроме общих знаний о вредных свойствах алкоголя, которые учащиеся могут получить на уроках естествознания и биологии, эти вопросы рекомендуется освещать с помощью наглядных опытов, что частично отражено в школьных программах.

В начальных классах противоалкогольное просвещение проводит учитель. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы довести до сознания учащихся понятие о вредном воздействии алкоголя. Начиная с 5-го класса, наряду с противоалкогольным просвещением во время предметного обучения, осуществляемого педагогами, проводится специальное противоалкогольное просвещение медицинскими работниками (врачом или медицинской сестрой).

В старших классах должны проводиться специальные лекции с демонстрацией диапозитивов или кинофильмов. Рекомендуется привлекать учащихся к подбору дополнительных материалов по конкретной теме лекции или беседы. Сведения о вреде алкоголя учащиеся получают на уроках литературы, физиологии, анатомии, биологии, химии с демонстрацией специальных опытов. В старших классах должна читаться лекция на тему «Ответственность подростков за нарушение правопорядка в нетрезвом состоянии». Желательно, чтобы эту лекцию читал юрист или работник детской комнаты милиции.

Успешное решение проблемы противоалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при условии постоянного целенаправленного и многопланового воздействия: семья — школа, родители — дети. Вот почему наряду с противоалкогольным просвещением учащихся должна проводиться соответствующая противоалкогольная просветительная работа и с родителями учащихся. Она должна носить дифференцированный характер: для родителей младших и для родителей старших школьников. Тематика лекций для родителей должна отражать те вопросы противоалкогольного воспитания, которые более актуальны для детей данного возраста. При подготовке к лекции следует использовать материалы и сведения, которыми располагают учителя об учениках соответствующего класса. Это придает лекции злободневный характер и вызывает неформальный интерес.