Учебное пособие по туризму

Туризм. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание».

В пособии рассматриваются основные вопросы теории, методики и организации туризма, предусмотренные программой для факультетов физического воспитания педагогических институтов.

Особое внимание уделяется школьному туризму, организации и проведению пеших, горных и лыжных походов.

Предисловие

Туризм — понятие комплексное, имеющее прямое отношение к воспитанию, образованию, оздоровлению населения и экономике. Несмотря на многолетнюю историю, туризм как массовое явление сложился в нашей стране за последние десятилетия и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. В Конституции СССР (статья 41) сказано, что развитие массового спорта, физической культуры и туризма в нашей стране обеспечивает право граждан на отдых.

Нормативы по туризму и краеведению введены во Всесоюзный комплекс ГТО, и это служит признанием туризма активной массовой формой физической подготовки и закалки миллионов трудящихся.

В решениях XXV съезда КПСС предусмотрено дальнейшее широкое развитие туризма и укрепление его материальной базы.

Увлечение туризмом молодежи, школьников, рост числа технически сложных походов обязывает инструкторов, преподавателей по туризму повысить организационный уровень туристской работы, обобщить передовой опыт в целях обеспечения безопасности походов и путешествий.

С другой стороны, в связи с массовым развитием туризма возникла опасность нанесения ущерба природным ресурсам — растительному покрову, животному миру. Поэтому перед руководителями туризма и самими туристами должна встать задача воспитания бережного отношения к природе, охраны природы.

Инструктор по туризму — профессия, которой надо учиться, как и всякой другой. Преподавателей по туризму для работы с учащимися готовят педагогические институты, факультеты физического воспитания.

Настоящее пособие является первой попыткой создания учебной литературы по туризму для студентов педагогических институтов. Оно может быть использовано учащимися педагогических училищ, учителями общеобразовательных школ, ведущими работу по туризму. Материал рассчитан в основном на подготовку и проведение пеших, горных и лыжных походов первой и второй категории сложности.

Количество часов, выделенное учебным планом и программой для факультетов физического воспитания на организацию и проведение походов, краеведение и охрану природы, ограниченно. Поэтому необходимо углубленное самостоятельное изучение литературы студентами и преподавателями в процессе их практической работы со школьниками.

Автором были использованы материалы, содержащиеся в различных работах по туризму, альпинизму, краеведению.

Литература

Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М., 1974.
Бардин К. В. Азбука туризма. М., 1973.
Волков Н. Спортивные походы в горах. М., 1974.
Гладков Н. Н. и др. Охрана природы. Учебное пособие для биологических специальностей педагогических институтов. М., 1975.
Елеховский С. Бег к невидимой цели. М., 1973.
Иванов Е. С компасом и картой. М., 1971.
Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. М., 1972.
Куприн А. М. и др. Методика топографической подготовки. М., 1975.
Милонов Н. П. и др. Историческое краеведение. М., 1969.
Папорков М. А. Школьные походы в природу. Пособие для учителей. М., 1968.
Потресов А. Спутник юного туриста. М., 1967.
Сергеев И. С., Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. М., 1974.
Соколов И. А. Топографическая карта и местность. М., 1975.
Строев К. Ф. Краеведение. М., 1974.
Феоктистов Г. Д. Геологические наблюдения во время геологических и туристских походов. Иркутск, 1966.
Шапошников Л. К. Вопросы охраны природы. Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1971.
Шимановский В. Ф. Туристские слеты. М., 1975.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., 1972.
Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., 1974.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М., 1976.