Принципы воспитания психически здорового ребенка

Страницы: 1 2 3 4 5

Если же воспитатель даст отпор нервозным проявлениям ребенка и не станет выполнять его требования, пока Они не будут выражены в спокойной форме, ребенок, получив соответствующий опыт, перестанет прибегать к нервным реакциям и избавится от них.

Таким же методом можно отучить ребенка от одного из наиболее часто встречающихся у маленьких детей проявлений нервности — от плаксивости. Как показывают наблюдения, плаксивость ребенка ослабляет не только его нервную систему, но и общую сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Плач — это врожденный, безусловный рефлекс — сигнал о помощи. Для грудного ребенка он целесообразен, так как в этом возрасте ребенок иначе не может сообщить, что он голоден, мокрый или что у него что-то болит. Но как только ребенок начинает говорить, т. е. может словами выразить свое желание, он должен быть отучен от плача.

Между тем воспитатели и родители часто сами закрепляют привычку к плачу, иногда даже не замечая этого. Ребенок попросил что-либо или спокойно сообщил матери о каком-либо затруднении, о том, что у него что-либо не получается или его кто-нибудь обижает. Мать, занятая своими делами, не обратила внимания на его просьбу — и он заплакал. На плач мать спешит к ребенку и помогает ему или заступается за него. Так плач оказался полезным для ребенка и привычка к нему закрепилась. Ребенок нечаянно разбил стакан и спокойно об этом вам сказал. Вы, возмущенные спокойным отношением ребенка к случившемуся, начинаете кричать на него, наказываете. В следующий раз ребенок, разбив стакан и зная, что за это попадет, прибегает к вам с плачем, а вы, тронутые тем, что он сам так сильно переживает происшедшее, начинаете его ласкать, утешать, говорите, что подарите ему «чашечку» куда лучше, чем он разбил. В сознании ребенка закрепляется: если спокойно рассказать о случайной неудаче — накажут, а если при этом заплакать — будут утешать. И плач становится для ребенка привычным способом получения выгод.

Ребенок споткнулся, упал, слегка ушибся при падении и, потерев ушибленное место, спокойно идет дальше. Вы не обращаете на него внимания, а иногда и прикрикните: «Так тебе и надо, будешь под ноги смотреть». Но вот ребенок, споткнувшись, начинает реветь во весь голос — вы бросаетесь к нему, утешаете, ласкаете, даете конфетку или показываете что-либо интересное, чтобы его успокоить,— снова закрепление привычки плакать.

Относясь холодно и равнодушно к плачу как средству получения какой-либо выгоды, надо в то же время проявлять как можно больше ласки к ребенку, внимания к его затруднениям и бедам, стремясь своевременно, не дожидаясь бурной нервной реакции, прийти к нему на помощь, утешить, приласкать его.

Ласка необходима ребенку для его эмоционального развития, так же как пища для физического или обучение для умственного. Об этом особенно надо помнить воспитателям круглосуточных детских учреждений, где порою дети особенно остро тоскуют по материнской ласке. Ребенок должен чувствовать, что он вам дорог, что вы его любите, но не приучаться добиваться от вас ласки плачем или капризами.

Ребенок, уже умеющий говорить, должен быть также отучен от крика. Он должен на опыте убедиться, что просьба, высказываемая им спокойно, всегда внимательно выслушивается и, если возможно, удовлетворяется, а желание, выраженное криком, топаньем и т. п., никогда не исполняется и может даже привести к наказанию.

Чтобы отучить детей от крика, взрослым необходимо самим, требуя что-либо от ребенка, говорить спокойным тоном. Ребенок должен привыкнуть слушаться слова, воспринимать прежде всего содержание требования, а не крик. Между тем во многих семьях, да и детских учреждениях дети подчиняются лишь крику, получив опыт, что, пока взрослые говорят спокойно, не повышая тона, это еще не серьезно, их не касается и говорится так, между прочим, чтобы что-либо сказать.