Принципы воспитания психически здорового ребенка

Страницы: 1 2 3 4 5

Второй причиной непослушания ребенка (обычно тесно переплетающейся с первой) является предъявление ему требований, которые он все равно не сможет выполнить. Чаще всего это беспрерывные попытки ограничить активность и подвижность ребенка: «Не трогай!», «Не прыгай!» «Не шуми!». Ребенок продолжает трогать, прыгать, шуметь и, убеждаясь, что ничего плохого для него от этого не происходит, перестает реагировать на слово.

Детям надо запрещать как можно меньше, надо как можно меньше ограничивать их инициативу. Ребенок должен иметь возможность проявить самостоятельность, ему необходимо дать возможность и побегать, и пошуметь, и пошалить. Запрещать что-либо ребенку нужно лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Но если взрослые что-либо приказали ребенку, они должны во всех без исключения случаях добиться выполнения этого распоряжения. Если вы не уверены, что ребенок выполнит ваш приказ и у вас нет реальной возможности или условий заставить его выполнить, воздержитесь от этого приказа или дайте его в условной форме, в форме совета: «Не лучше ли будет надеть сегодня красную кофточку?»

Итак, ребенок на собственном опыте должен убедиться, что быть здоровым и спокойным куда приятнее, чем нервным и больным. Необходимо приучить его выражать свои желания словами, спокойно, а не плачем или криком, подчиняться каждому требованию воспитателей. Ребенок убедится, что без нужды вы его не ограничиваете, но не выполнить с первого раза ваше приказание совершенно недопустимо.

Эти положения являются, на наш взгляд, краеугольными камнями воспитания любого ребенка, с любым типом нервной системы, и они всегда осуществимы.

О дифференцированном подходе к детям с различными типами нервной системы, о причинах возникновения различного характера нервных срывов у детей, их предупреждении и устранении будет говориться в следующих главах.