Планирование здравоохранения

Страницы: 1 2

Планы здравоохранения, как и все народнохозяйственные планы СССР, являются директивами, обязательными для всех ведомств и организаций — исполнителей этих планов.

В народнохозяйственных планах СССР отражены, в частности, следующие задачи: обеспечить дальнейший рост благосостояния советских людей, улучшить условия их труда и быта, содействовать росту образования и культуры. Эти целевые установки плана имеют и большое социально-гигиеническое значение, поскольку предусматривают оздоровление условий внешней среды, труда и быта, подъем уровня санитарной культуры, улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости и смертности.

Планирование здравоохранения предусматривает и охватывает ряд согласованных разделов: сеть учреждений здравоохранения; потребность в медицинских кадрах и их подготовка; численность работников и заработная плата; капитальное строительство учреждений; оснащение медицинской техникой, материалами, бельем, мягким инвентарем; бюджет здравоохранения.



В планировании здравоохранения применяется система балансов, отражающих многочисленные формы и связи между разделами плана и отраслями медицинского обеспечения. Так, например, развитие сети учреждений зависит от того, насколько оно обеспечено капиталовложениями, материальным снабжением, бюджетными ассигнованиями и т. д. План предусматривает также конкретные задачи и направления развития лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического обеспечения населения и его отдельных контингентов (промышленных рабочих, женщин, детей раннего возраста, школьников, подростков, престарелых).

Важнейшие задачи, стоящие перед органами здравоохранения в 1966—1970 гг. в соответствии с решениями XXIII съезда КПСС, следующие: снижение заболеваемости и смертности населения (см.), особенно среди детей; ликвидация и снижение инфекционных заболеваний; всемерное улучшение качества лечебно-профилактической помощи и сближение уровня медицинской помощи городскому и сельскому населению; улучшение руководства медицинской наукой и работы с научными кадрами; дальнейшее улучшение качества подготовки высших и средних медицинских кадров, а также их специализации и усовершенствования, расстановки и использования; техническое совершенствование и улучшение материально-технической базы здравоохранения; улучшение санитарного надзора за условиями труда и быта населения.

Народнохозяйственные планы делятся на территориальные (союзных республик, областей, городов и районов) и отраслевые или ведомственные (здравоохранение, просвещение, отдельные отрасли промышленности и т. д. до учреждения, предприятия).

Соответственно намечаемым срокам планы подразделяют на перспективные (долгосрочные), например пятилетний, и текущие, или годовые планы. Пятилетнее и годовое территориальное и отраслевое планирование здравоохранения осуществляется учреждениями и соответствующими органами здравоохранения и планирующими организациями на основе устанавливаемых Госпланом СССР контрольных цифр.



План выражается в определенных показателях в зависимости от его уровня: чем ближе к отдельному учреждению, тем шире круг показателей (число больничных коек, число врачебных должностей и т. д.).

В планах союзных и автономных республик, областей, краев и городов наибольшее значение придается развитию специализированных видов амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (терапия, хирургия, педиатрия и т. д.), участковому обслуживанию населения, обслуживанию отдельных групп населения (взрослые, женщины, дети, промышленные рабочие и т. д.), подготовке, специализации, усовершенствованию и расстановке медицинских кадров.

Планирование здравоохранения слагается из подготовительного этапа, составления плана и контроля за его выполнением. Работа над перспективным или годовым планом начинается с разработки исходных материалов о состоянии обеспеченности населения медико-санитарной помощью, состоянии сети учреждений здравоохранения и их деятельности (см. Больница, Медико-санитарная часть, Поликлиника, Санитарно-эпидемиологическая станция), о наличии, расстановке и использовании медицинских кадров, о сложившихся уровнях обеспеченности ими и т. д.

В основе планирования здравоохранения лежат научно разработанные демографические и санитарно-гигиенические критерии (см. Санитарная статистика), количественные и качественные показатели медицинского обслуживания, технико-экономические расчеты. Такие экспертные материалы представляют собой результат всестороннего анализа потребностей, степени удовлетворения этих потребностей, ресурсов и закономерностей развития здравоохранения на каждом конкретном этапе социалистического развития. Прогноз санитарно-демографических процессов (рост численности населения, сдвиги в его возрастной и половой структуре, распределение населения между городом и селом, характер расселения по территории, уровень и характер заболеваемости и т. д.) — важнейшая предпосылка обоснования перспективного плана здравоохранения.

Большое значение в планировании здравоохранения, а также для характеристики состояния медицинского обеспечения имеют нормативы здравоохранения, прежде всего обеспеченность населения больничными койками, медицинскими кадрами, медикаментами; обеспеченность учреждений специальным оборудованием, транспортом; показатели нагрузки медицинского и обслуживающего персонала (штатные нормативы), материальной базы (количество коек, аппаратуры и т. д.). Нормативы здравоохранения, за исключением гигиенических норм, могут быть оптимальными или расчетными (ограниченными, сложившимися). Расчетные нормативы утверждаются МЗ СССР.

Действующие нормативы обеспечения населения медицинской помощью являются примерными расчетными, они ориентируют республиканские и местные органы здравоохранения при составлении ими перспективных и годовых планов развития здравоохранения. В союзных и автономных республиках, краях, областях, городах и районах потребность в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи может значительно отличаться от принимаемых средних по стране нормативов. Так, например, если по СССР средний норматив амбулаторно-поликлинической помощи в городах — 9—10 посещений одним жителем в год, то при составлении плана развития амбулаторно-поликлинической помощи на отдельной территории следует корректировать средний норматив с учетом материальных и финансовых возможностей, а также возможностей обеспечения кадрами. Величина показателя потребности в амбулаторно-поликлинической помощи по отдельной специальности зависит от уровня обращаемости (заболеваемости), коэффициента повторности (числа посещений в лечебных целях, приходящихся на одно первичное обращение), посещений, связанных с диспансеризацией больных с определенными формами заболеваний и посещений по профилактическому обслуживанию.

Потребность в коечном фонде прямо пропорциональна уровню обращаемости, величине отбора на койку, среднему числу дней пребывания больного на койке и обратно пропорциональна среднему числу дней использования койки в году. Норматив потребности в больничных койках по общему количеству и по отдельным специализированным видам помощи можно определить по формуле:

где К — потребное число среднегодовых коек на 1000 населения; А — уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения; R — процент отбора на койку от количества обратившихся; Р — среднее число дней пребывания больного на койке; D — среднее число дней использования койки в году. Применение этой формулы может быть продемонстрировано на расчете коечного фонда акушерского отделения (родильного дома). Если, предположим, на 1000 населения приходится в год 25 родов и родильница в среднем проводит на койке 11 дней, то при средней годовой занятости койки в 300 дней потребность в родильных койках выразится таким образом:

то есть 0,9 койки на 1000 населения с учетом патологии беременности и в родах.

Подобного рода ориентировочные нормативы кладутся в основу планирования больницы (поликлиники). Главный врач, составляя план, должен учитывать санитарное состояние района обслуживания, отчетные данные о деятельности больницы (поликлиники) в предыдущие годы; анализировать ход выполнения плана текущего года и руководствоваться предстоящими на планируемый год задачами с учетом финансовых и материальных возможностей и возможностей пополнения персонала (если в этом есть потребность).

Особое значение имеют комплексные планы борьбы с отдельными заболеваниями (туберкулезом, малярией и др.), в которых наряду с мероприятиями органов здравоохранения предусматриваются мероприятия других ведомств и организаций (жилищно-коммунальных, профсоюзных и других).

Планирование здравоохранения в СССР — разработка на определенные сроки комплекса взаимосвязанных мероприятий по медицинской помощи населению, направленных на предупреждение и ликвидацию заболеваний, снижение смертности, улучшение физического развития, повышение трудоспособности и продолжительности жизни людей.

Согласно статье 11 Конституции СССР «Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности».

Являясь составной частью всего народнохозяйственного плана, план здравоохранения связан с ним единством поставленных задач. Преимущественное развитие тех или иных ведущих отраслей народного хозяйства обычно требует преимущественного развития сети медицинских учреждений, строительства больниц, обеспечения медицинскими кадрами и других мероприятий по медицинскому обслуживанию населения, занятого в этих отраслях, что получает отражение в плане здравоохранения.

Планирование народного хозяйства СССР основывается на законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, по которому развитие всех отраслей хозяйства должно подчиняться единому плановому руководству со стороны государства, и между всеми частями и элементами народного хозяйства должна соблюдаться пропорциональность.

Планирование здравоохранения определяется теми же законами, которые лежат в основе планирования всего народного хозяйства. Следовательно, план здравоохранения должен находиться в правильном, пропорциональном соотношении с планами других отраслей народного хозяйства. В плане здравоохранения также должны соблюдаться правильные пропорции между отдельными разделами — между лечебно-профилактической помощью и санитарно-противоэпидемической службой, стационарной и поликлинической помощью, помощью в поликлинике и на дому, различными видами специализированной помощи и т. п.

План здравоохранения — это комплекс сбалансированных и зависящих друг от друга показателей, определяющих цели плана и объем средств, обеспечивающих его исполнение. Главными целевыми установками, определяющими направление и содержание плана здравоохранения, являются вопросы предупреждения болезней, дальнейшего снижения и ликвидации массовых заболеваний, повышения качества медицинской помощи на основе развития специализированной помощи. Развитие сети медицинских учреждений обеспечивается в плане капитальными вложениями на новое строительство или приспособлением для этой цели зданий, передаваемых органам здравоохранения; финансовыми средствами, предусмотренными в бюджете; численностью работников и фондом заработной платы; наличием и производством соответствующих материалов и оборудования.

План здравоохранения строится на основе директивных указаний Партии и Правительства. Нижестоящие органы здравоохранения при составлении плана руководствуются указаниями своих вышестоящих органов. Основными директивными документами являются Программа КПСС, принятая XXII съездом Партии, решения съездов и пленумов КПСС, постановления Совета Министров СССР по вопросам здравоохранения.

При планировании здравоохранения на пятилетие (1971—1975) главную роль играют постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 и решения XXIV съезда КПСС, в которых определены задачи по развитию специализированной помощи населению и укреплению материально-технической базы здравоохранения, что является основой дальнейшего повышения качества медицинской помощи.

При составлении плана органы здравоохранения должны руководствоваться также указаниями вышестоящих органов здравоохранения; учитывать показатели здоровья населения — заболеваемость по основным болезням, смертность; социально-экономические и бытовые условия жизни населения, численность населения и его возрастно-половую структуру.