Эмоции

Эмоции — это физиологические состояния, представляющие собой реакцию организма на внутренние или внешние раздражения и имеющие ярко выраженную субъективную окраску (страх, печаль, радость, гнев и др.).

Объективно о том или ином эмоциональном состоянии можно судить по поведению человека, реакции мимических мышц, а также по вегетативным сдвигам в организме (сосудистые реакции, функциональные изменения сердечной деятельности, дыхания, перистальтики кишечника и др.). Положительные эмоции (радость, восторг), вызывая резкие вегетативные сдвиги (подъем кровяного давления, учащение сердечных сокращений и др.), не дают длительных следовых реакций. При отрицательных эмоциях (страх, горе) вегетативные сдвиги имеют длительный, затяжной характер, что может привести к патологическому состоянию организма (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, спазмы различных отделов желудочно-кишечного тракта и другие неврогенные заболевания).

В механизме возникновения эмоций большая роль принадлежит таламусу и гипоталамусу. Были выделены структуры ЦНС, возбуждение которых вызывает положительную («центр удовольствия») или отрицательную эмоцию («центр неудовольствия»). К таким структурам относят ретикулярную формацию и лимбическую систему. Поражение этих структур патологическим процессом (опухоль, травма, инфекция) вызывает у человека резкие нарушения эмоциональных реакций.

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) —  субъективные переживания, связанные с реакциями на внешние и внутренние раздражения и с целенаправленной деятельностью.

Общая характеристика. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрого и наиболее экономного реагирования на внешние воздействия и удовлетворения потребностей организма.

Основной биологический смысл эмоций состоит в оценке внутреннего состояния организма, что позволяет животному и человеку быстро и надежно совершать приспособительные реакции. Охватывая весь организм, эмоции производят почти мгновенную интеграцию всех функций, благодаря чему определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Играя роль своеобразного «пеленга», эмоции дают возможность организму выработать ответную реакцию, часто даже прежде, чем определена локализация воздействия (П. К. Анохин).

Не менее важная роль эмоций заключается в стимулировании целенаправленных реакций организма. В любой деятельности человека, направленной на достижение какой-либо цели, успех сопровождается положительными эмоциями. С другой стороны, возникновению всякой потребности человека всегда сопутствует ощущение неудовлетворенности — эмоции неприятного, тягостного характера. Это ощущение усиливается при всякой неудачной попытке удовлетворения потребности, т. е. когда результат совершенного действия не соответствует поставленной цели.

Значительна роль эмоций в процессах обучения и формирования памяти. Любой поведенческий акт, будучи окрашен той или иной эмоцией, надолго оставляет след в ЦНС Обучение успешно только в том случае, когда неприятная эмоция, сопровождающая любую потребность, будет заканчиваться положительной эмоцией подкрепления. Сначала это удовлетворение внутренних потребностей. Однако по мере индивидуального развития поведение человека начинают определять не только врожденные потребности. Принятию того или иного решения и приведению его в действие предшествует анализ и синтез всех обстановочных раздражителей, оценка их в связи с внутренними потребностями организма. В результате этого те эмоции, которые ранее «обслуживали» только примитивные потребности организма, у человека способствуют удовлетворению более высоких социальных мотивов.

Так, на основе первичных эмоций формируется и все более накапливается опыт. В конце концов, все виды поведения организма сочетаются с определенной эмоциональной деятельностью. При этом по мере обучения и неоднократного подкрепления различных мотиваций человек приобретает способность руководствоваться для достижения цели не только отрицательной эмоцией, сопровождающей потребность, но и представлением о той положительной эмоции, которая его ждет по удовлетворении этой потребности. Таким образом, положительные эмоции начинают играть в целенаправленной деятельности роль даже большую, чем отрицательные эмоции.

Наконец, эмоции — одно из средств передачи информации. В этом отношении они особенно важны у животных. Однако и у человека наряду с речью эмоции играют важную роль как средство общения, придавая речи выразительность.