Ясли, ясли-сад

Ясли — государственное учреждение, осуществляющее воспитание детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет. В яслях проводятся мероприятия по охране здоровья, правильному физическому и психическому развитию ребенка.
Большинство яслей построено по утвержденным типовым проектам; они должны иметь озелененный и специально оборудованный участок. В типовых проектах яслей предусмотрены обособленные помещения для детских групп, изолятор, административно-хозяйственные помещения и помещения пищеблока.
Необходимые помещения в яслях: смотровая комната (фильтр), приемная, а для каждой группы детская комната (из расчета 2,5 м2 на одного ребенка), спальня (из расчета 1,5 м2 на одного ребенка), веранда, туалетные комнаты. Для каждой группы должен быть свой наружный вход.
Ясли делятся на районные и ведомственные. Дети в яслях находятся, как правило, только днем в течение 9—14 час, на ночь родители забирают их домой. Для матерей, работающих в разные смены, не кормящих детей грудью, организуются группы круглосуточного обслуживания детей в яслях, в которых дети находятся в течение всей недели, родители берут их домой только на выходные дни.
По мощности различают ясли следующих категорий: 120, 100, 80, 60, 45, 30 и 20 мест. Для организации правильного ухода все дети делятся на 4 возрастных группы: первую группу комплектуют из детей в возрасте до 9 мес. (группа грудных детей); вторую — от 9 до 14 мес. (ползунковая); третью — от 14 мес. до 2 лет (средняя); четвертую — от 2 до 3 лет (старшая). В первых двух группах должно быть не более 15—18 детей в каждой, в последних — не более 20.
Мебель в каждой группе должна быть удобной, легкой, соответствовать росту и степени развития двигательных умений детей. Приемная для каждой группы детей оборудуется столами для осмотра детей, шкафами для одежды, диванчиками для раздевания и др. Каждая группа должна иметь свои шкафы для игрушек. Одежда детей должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.
В ясли дети принимаются по направлениям районного Отдела здравоохранения (или по путевкам фабрично-заводского комитета). Все дети проходят медицинское освидетельствование и эпидемиологическое обследование. Перед поступлением ребенка в ясли и после любого заболевания не ранее чем за 1—2 дня до приема в детское учреждение его осматривает участковый педиатр и дает справку о том, что ребенок по состоянию здоровья может посещать детское учреждение, кроме того, мать представляет справку от районного эпидемиолога об эпидемическом благополучии в доме, где проживает ребенок.
В яслях устанавливается соответствующий режим для каждой детской группы. При установлении режима учитывается не только возраст ребенка, но и состояние его здоровья и нервно-психическое развитие.
Врачом и сестрой осуществляется постоянный контроль за развитием и состоянием здоровья детей, находящихся в яслях; медсестра (после осмотра детей врачом) проводит все плановые профилактические прививки.
Медсестра при приеме ежедневно осматривает ребенка (кожу, зев), опрашивает мать о состоянии его здоровья, измеряет температуру тела. Врач осматривает детей в возрасте до 6 мес. 1 раз в неделю, от 6 мес. до 1,5 лет — два раза в месяц, старше 1,5 лет — 1 раз в месяц. Взвешивание детей производится: в возрасте до 6 мес. каждые шесть дней, от 6 мес. до 1,5 лет — раз в 10— 15 дней, более старших детей взвешивают 1 раз в месяц. Измерение роста производится у детей до 1 года 1 раз в месяц, старше одного года — раз в квартал. В яслях с числом детей 80 и более организуется изолятор; число коек в нем должно составлять 10% от общего числа коек в яслях.
Руководство яслями возлагается на работника, имеющего специальное среднее медицинское образование. Наблюдение за здоровьем детей осуществляет врач детской поликлиники, к которой прикреплены ясли. Все сведения о ребенке заносятся в его историю развития. Медсестры, работающие в яслях, так называемые ясельные сестры, должны иметь специальную подготовку для работы в этих учреждениях (см. Сестра медицинская). Они должны быть хорошо знакомы с вопросами вскармливания детей, ухода за ними, профилактики детских заболеваний, с воспитательной работой в детских учреждениях.
Ясли-сад. В целях осуществления преемственности в воспитании и медицинском обслуживании детей дошкольного возраста (от 2 мес. до 7 лет) с 1959 г. осуществляется развитие сети единых детских учреждений — яслей-садов.
Предусматриваются следующие категории яслей-садов по мощности: 160, 135. 115, 90, 70, 45 мест.
Обслуживание детей от 3 до 7 лет производится по типу детского сада (см.).
Руководит объединенным учреждением специалист, имеющий высшее педагогическое образование и окончивший специальные медицинские курсы. Врач совместно с педагогом разрабатывает режим для каждой возрастной группы, контролирует его выполнение, следит за нервно-психическим и физическим развитием детей.
Медработники, осуществляющие контроль за здоровьем детей в яслях и яслях-садах, особое внимание уделяют режиму питания. Питание детей должно быть полноценным по количеству и качеству, дифференцированным в зависимости от возраста. Рекомендуется следующее распределение калорийности пищи: на завтрак и ужин — по 25%, на обед — 35—40%, на полдник — 10—15%. Обязательным условием рационального питания детей является включение в меню овощей, фруктов, ягод, зелени. При городских яслях создаются родительские инициативные группы.
Сельские ясли создаются в районных центрах, колхозах и совхозах. В районных центрах и совхозах ясли содержатся за счет государственного бюджета, в колхозах — на средства колхоза.
Медицинское наблюдение за здоровьем детей в яслях сельских райцентров осуществляет врач-педиатр районной больницы, в яслях колхозов и совхозов — специально выделенная медсестра или фельдшер сельского врачебного участка. Медсестра производит осмотр ребенка перед поступлением его в ясли, проводит под контролем врача профилактические прививки, изолирует заболевшего ребенка и при необходимости госпитализирует его, определяет срок карантина в случае заноса инфекции в ясли, осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в яслях.
При сельских яслях создается общественный совет, призванный оказывать помощь в работе яслей. В состав совета входят родители, представители правления колхоза, сельской общественности, медсестра.

Ясли — государственное учреждение общественного воспитания детей в возрасте от 2 мес. до трех лет. В детских яслях наряду с воспитанием ребенка проводятся мероприятия по охране его здоровья, физическому развитию.
Уже в первые годы Советской власти начала создаваться сеть детских учреждении. В 1913 г. насчитывалось только 550мест в яслях, в 1928 г. количество их возросло до 62 тыс.
В 1936 г. Советское правительство приняло постановление, предусматривавшее выделение специальных ассигнований на строительство детских яслей. После этого сеть яслей стала быстро расти. В 1940 г. 859,5 тыс. детей воспитывалось в яслях, в 1959 г. — 1208,4 тыс.
В 1954—1955 гг. были разработаны типовые проекты яслей на 45—60—80—100 и 120 мест, предусматривавшие помещения для детских групп, административно-хозяйственные помещения, помещения пищевого блока, изоляторы. Детские группы изолированы друг от друга, имеются самостоятельные входы. При размещении групп на втором этаже допускается устройство одного входа для двух групп.
Для каждой группы предусмотрены фильтр, приемная, детская комната, веранда, туалетная, для круглосуточных групп — дополнительно спальня.
В учреждении на 80 мест и более имеется изолятор, рассчитанный на 8—12 коек, для лечения и изоляции детей, больных неинфекционными заболеваниями.
В яслях с дневным пребыванием на каждого ребенка должно быть 2,5 м2 полезной площади (не считая подсобных помещений), в круглосуточных — 4 м2.
Земельный участок отводят из расчета 35—40 м2 на одно место; каждая группа имеет свою площадку на участке; площадки изолированы зелеными насаждениями. На территории участка устраивают навесы в 30—50 м2 для защиты детей от солнца и осадков.


Ясли могут быть дневными (дети пребывают 9—12 час.), круглосуточными, работающими в течение всей недели, кроме воскресенья, и санаторными (обслуживают детей с туберкулезной интоксикацией и некоторыми начальными формами туберкулеза).
Количество детей в грудных и ползунковых группах — 15, средних и старших — 20; комплектуются группы по возрасту; количество групп зависит от мощности учреждения.
Для каждой группы разрабатывают режим, соответствующий возрасту детей.
Основные исходные данные, учитываемые при составлении режима, приведены в табл. 1.
Врач яслей принимает участие в комплектовании групп, приеме новых детей, организации режима и питания, ведет наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием, руководит оздоровительными мероприятиями и проведением специфической профилактики.
Ясли находятся в ведении органов здравоохранения или различных предприятий, ведомств. Методическое руководство осуществляется Министерством здравоохранения СССР. В 1959 г. в целях осуществления единой системы воспитания детей ясельного и дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего обучения в школе, разрешено объединять с учетом местных условий и возможностей ясли и детский сад в единое детское учреждение — ясли-сад.
С 1960 г. новое строительство детских дошкольных учреждений проводится, как правило, по типовым проектам объединенных учреждений — яслей-садов.
Объединенные детские учреждения получили широкое развитие. В яслях-садах воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет; в них обеспечивается правильное физическое развитие детей, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В 1960 г. в детских садах и яслях-садах воспитывалось 3115 тыс. детей, к началу 1966 г.— уже более 6 млн. детей.
Руководство яслями-садом, за исключением ведомственных, сосредоточено в министерствах просвещения союзных республик; организация лечебно-профилактического обслуживания — в министерствах здравоохранения.
Воспитательная работа проводится в соответствии с методическими указаниями министерств здравоохранения и министерств просвещения союзных республик.
По мощности ясли-сады рассчитаны на 280, 140, 90 и 50 мест.
В специально построенных зданиях предусматриваются помещения для детей ясельного и дошкольного возраста, административно-хозяйственные, служебные помещения. Сохраняется принцип групповой изоляции. В яслях-саду на 140 мест и более предусмотрена комната площадью 75 м2 для проведения музыкальных и гимнастических занятий. В учреждениях вместимостью более 50 детей предусматривается медицинская комната для проведения медосмотров, профилактических прививок.
В секции с дневным пребыванием для детей ясельного возраста должна быть приемная 15 м2, игровая-столовая —50 м2, веранда — 30 м2 и туалетная — 10 м2; в секции для круглосуточных групп — вместо веранды спальня площадью 30 м2; для дошкольников раздевальная — 15 м2, групповая — 62 м2, туалетная — 14 м2, помещение для хранения кроватей — 5 м2; для групп с круглосуточным пребыванием дополнительно предусматривается спальня площадью 50 м2; в приемных и раздевальных шкафы для одежды детей оборудованы сушилками или устроены шкафы-сушилки с вытяжной вентиляцией.
Для прачечной-постирочной рекомендуется отдельный вход; остальные административно-хозяйственные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп; пищеблок, состоящий из кухни с заготовочной, моечной и кладовой, располагается на первом этаже, как правило, имеет самостоятельный вход.
Здания яслей-садов должны иметь водопровод, канализацию, центральное отопление; температура воздуха в основных помещениях групп 20°, медицинской и туалетной ясельных групп 22°; воздухообмен в одноэтажных зданиях обеспечивается через форточки и фрамуги, в двухэтажных зданиях устраивают дополнительную вытяжную вентиляцию.
Основные помещения яслей-садов имеют естественное освещение. Световой коэффициент в игровых-столовых, групповых, спальнях, изоляторе, комнате заболевшего ребенка — 1:4, 1:5; в остальных — не ниже 1 : 8.
Земельный участок имеет зоны: зеленых насаждений (около 50% площади участка), групповых площадок, хозяйственные и общие.
Групповые площадки соответствуют числу групп в учреждении; они изолированы друг от друга зелеными насаждениями и расположены вблизи от выходов из помещений, особенно для младших групп. На площадках устраивают навесы (площадью 30 м2 для ясельных детей и 50 мг для дошкольников).
Физкультурную площадку устраивают из расчета 3 м2 на ребенка в возрасте старше 3 лет; площадку для животных и птиц — 20 м2, огород-ягодник — из расчета 0,5 м2 на ребенка; хозяйственный двор с подсобными помещениями располагается в глубине и имеет самостоятельный въезд.
Размещение основных помещений яслей с круглосуточным содержанием детей показано на рис. 1 и 2.
Учреждения оборудуют мебелью с учетом возрастных особенностей детей каждой группы (табл. 2). В помещениях ясельных групп устанавливают мебель двух размеров, для дошкольников — трех размеров. Длительность пребывания детей такая же, как в яслях; для детей с туберкулезной интоксикацией и некоторыми локальными формами туберкулеза организуются санаторные ясли-сады.
Объединенным учреждением заведует педагог с высшим образованием, малокомплектными яслями-садами могут заведовать лица со специальным средним образованием. В группах детей до 2 лет работают медсестры, в остальных — педагоги-воспитатели.
Для каждой группы устанавливают соответствующий режим и порядок дня; питание организуют с учетом возраста и в соответствии с нормами для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет; дети от 1 года до 3 лет получают в сутки 1300—1500 кал, дети от 3 до 7 лет — 1800—2000 кал.
Группы комплектуют по возрасту, в малокомплектных яслях-садах допускается комплектование групп детьми смешанного возраста.
Обязанности врача такие же, как в яслях. Особое внимание уделяется организации правильного режима и соблюдению преемственности в проведении всех процессов при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую.
Сельские ясли могут быть постоянными и временными (сезонные на период полевых работ); в районных центрах организуются постоянные ясли; в совхозах, колхозах — постоянные и сезонные.
См. также Детские площадки, Детский сад, Охрана материнства и детства.

Рис. 1. Планы этажей двухэтажного здания яслей-сада: 1 — приемная; 2 — игровая-столовая; 3 — спальня-веранда; 4 — групповая; 5 — раздевальная; 6 — зал музыкальных и гимнастических занятий; 7 — медицинские помещения; 8 — кухня; 9 — постирочная (вверху — второй этаж, внизу — первый).
Рис. 2. Генеральный план яслей-сада на 140 мест (круглосуточный тип): 1 — здание детских яслей-сада; 2 — теневой навес для дошкольников; 3 — теневой навес для преддошкольников; 4 — хозяйственный двор; 5 — плескательный бассейн; 6 — площадка для преддошкольной группы; 7 — площадка для дошкольной группы; 8 — вольер для животных; 9 — физкультурная площадка.