Детские периферические параличи

Детские периферические параличи возникают при поражении периферического двигательного нейрона во время патологических родов. Различают поражения черепномозговых нервов, нервных сплетений (плекситы) и периферических нервов (рис. 2). Из нервных сплетений чаще поражается плечевое.

Лечение детских параличей должно быть длительным, систематическим и последовательным. Проводится комплексная восстановительная терапия. Важнейшим методом является лечебная гимнастика, массаж, а также лечение специальным положением и ортопедические мероприятия.

Важно также придать конечностям физиологическое положение. Используются шины для кистей и стоп.

При сгибательных контрактурах тазобедренных суставов ребенка укладывают на живот и на таз помещают груз. При контрактурах в коленных суставах ребенка укладывают на спину, груз помещают на коленные суставы. При повышении тонуса в приводящих мышцах и симптоме перекреста ног их раздвигают и придают конечностям, правильное положение. При плекситах и параличе верхней конечности ручку, согнутую в локте под прямым углом, прикладывают к груди и привязывают к туловищу. Это является и профилактикой растяжений, расслабления плечевого сустава и вторичных вывихов. Можно применять систему фиксации конечности с использованием груза, дозируя его вес. Лечебную гимнастику проводят дифференцированно в зависимости от выраженности и характера детского паралича. При контрактурах необходимы упражнения на растяжение. Пассивные и активные упражнения сначала должны способствовать расслаблению мышц (рис. 3), затем их нужно производить с активным включением усилия (рис. 4 и 5). Лечебная гимнастика при детских параличах  должна включать упражнения на координацию движений, а также дыхательные упражнения.


Рис. 5. Ходьба с упором.

У детей дошкольного возраста целесообразно использовать игры, лепку, аппараты, имитирующие катание на санях, лыжах, греблю и пр. Дети школьного возраста могут заниматься у гимнастической стенки. Важно развивать движения, необходимые для самообслуживания, письма и т. д. Лечебная гимнастика применяется постоянно, один-два раза в день. Можно обучить приемам проведения гимнастики родителей больного ребенка.

Особенно полезным является проведение лечебной гимнастики в воде— в ванне или бассейне при температуре воды 37—38°. В теплой воде снижается мышечный тонус, облегчаются пассивные и активные движения, которые выполняются по определенной системе (рис. 6). Эффективным является массаж конечностей и туловища в зависимости от локализации и характера параличей. При повышении мышечного тонуса производят поверхностный массаж в виде поглаживаний. Интенсивное массирование мышц может способствовать нарастанию мышечной гипертонии.


Рис. 6. Активная гимнастика в ванне с теплой водой.

При проведении массажа необходимо учитывать состояние тонуса мышц-антагонистов. При периферических параличах массаж может быть более интенсивным. Его нужно проводить по определенной системе.

Особенно важно правильное проведение массажа при невритах лицевого нерва и фиксация мимических мышц лица в физиологическом положении (рис. 7). Массаж проводят курсами по 20—25 процедур с двухмесячными перерывами между курсами. Лечебную физкультуру и массаж целесообразно сочетать с медикаментозной терапией и физиотерапевтическими процедурами. Назначают средства, улучшающие проводимость импульсов и способствующие восстановлению двигательных функций: дибазол в дозе 0,0005 г детям до 1 года один раз в день, детям до 10 лет прозерин или дибазол — по 0,001 г на год жизни один раз в сутки, старше 10 лет — не свыше 0,01 г прозерина или 0,008 г дибазола в сутки. Указанный курс назначают в течение 30—40 дней, сочетая его с ЛФК.


Рис. 7. Массаж лица при периферическом параличе лицевого нерва

После двухнедельного перерыва назначают 0,25% раствор нивалина (галантамина) по 0,1 мл внутримышечно на год жизни один раз в день. Показаны витамины группы В. При мышечной гипертонии у детей старше года применяют препараты, снижающие мышечный тонус,— тропацин, а также мелликтин в дозах 0,001 г на год жизни один раз в сутки. Если имеется задержка психического развития, назначают глютаминовую кислоту. При сочетании детского паралича с эпилептическими припадками проводят противосудорожную терапию. Из физиотерапевтических процедур при периферических параличах эффективна ионизация с йодистым калием, диатермия и т. д. Показано грязелечение, повторные курсы лечения в специализированных санаториях для детей с церебральными параличами и органическими поражениями центральной нервной системы. В тяжелых случаях показано ортопедическое и хирургическое лечение. Все лечебные мероприятия должны проводиться последовательно. Больных детским параличом целесообразно обучать в специализированных школах-интернатах. При нормальном интеллекте дети могут учиться по общей программе. При снижении интеллекта дети учатся во вспомогательной школе.