Злоупотребление алкоголем и поражение печени

Подлинный трагизм поздних стадий алкоголизма состоит в утрате больным свободы выбора. В отличие от человека, не страдающего этим заболеванием и поставленного перед выбором: «Алкоголь или потеря всех ценностей жизни», многие больные, часто хорошо понимая, какой выбор следует сделать, не находят в себе сил осуществить его на практике: перейдя Рубикон 2-й стадии болезни человек приносит в жертву спиртному как чудовищному, неумолимому Молоху, свое здоровье, благополучие своих близких и часто саму жизнь. Известную проблему Гамлета: «Быть или не быть» больной почти всегда «решает» помимо своей воли, как бы по пословице: «И рад бы в рай, да грехи не пускают». С большой художественной силой описано это состояние в рассказе М. П. Чехова, брата А. П. Чехова. «...И всякий раз, как мне запить,— всхлипывал Алексей Назарыч,— я мечусь из стороны в сторону, я умоляю бога, я говорю ему: «Да минует меня чаша сия», но кому-то или чему-то нужно, понимаешь — нужно, чтобы я, существо разумное, богоподобное, запил, и этот кто-то или что-то овладевает мной и стихийно тянет меня к стакану. И я ослабеваю и падаю, падаю, падаю...»*. Трудно представить себе заболевание, заслуживающее большего сожаления!

Важнейшей причиной сохранения алкоголизма в нашей стране, где многочисленные социальные факторы, порождающие его в капиталистическом обществе, давно устранены, по мнению отечественных ученых и педагогов, являются дефекты духовного развития личности, недостаточное использование огромных возможностей формирования высоких нравственных качеств, заложенных в системе коммунистического воспитания. «Корни аморального поведения людей, которые не знают, что такое эксплуатация человека человеком, в эмоциональном и моральном невежестве, которое соединяется с общей убогостью духовного мира»** . К сожалению, подъем материального благосостояния социалистического общества нередко значительно опережает рост общей культуры людей, культуры человеческих взаимоотношений, контактов, интересов, досуга. Важнейшим фактором профилактики алкоголизма и пьянства в свете недавних решений партии и правительства, несомненно, является настойчивое повышение «духовного благосостояния» тех слоев населения, которые особенно подвержены злоупотреблению алкоголем. Можно не сомневаться в том, что сбудутся слова замечательного советского педагога В. А. Сухомлинского. «Я верю в могучую силу коммунистического воспитания,— писал он.— Верю в то, что детей и юношество можно воспитывать так, чтобы надобности в наказаниях вообще не было. Верю в то, что бутылка водки будет стоять в шкафу много месяцев и молодому человеку не захочется даже вспомнить о ней. Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве мыслей, стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия, в желании завтра стать лучше, чем сегодня, в повторении собственной красоты в детях, в нетленном и вечном труде на благо людей и отечества»***.

* Чехов М. П. Повести. Рассказы. Очерки. М., 1986. С. 25.
** Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1979 С. 464.
*** Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973. С. 64.

Страницы: 1 2 3 4 5 6