Учебно-воспитательная работа в детских санаториях

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Организация школ в детских санаториях осуществлялась в нашей стране поэтапно, в зависимости от контингента больных и сроков их лечения. Первоначально общеобразовательные школы были организованы в санаториях для детей и подростков, больных туберкулезом. Необходимость школьного обучения детей в этих санаториях обусловливалась тем, что срок лечения данного контингента больных составлял до 1 года и более. Министерством здравоохранения СССР 21 сентября 1961 г. утверждено «Положение о школах в санаториях для детей и подростков, больных туберкулезом».

В санаториях нетуберкулезного профиля школы были организованы несколько позже. С 1967 г. общеобразовательные школы организованы в санаториях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 1975 г. общеобразовательные школы организовываются уже во всех санаториях нетуберкулезного профиля при наличии в них 100 и более учащихся со сроком лечения 2 мес и более (приказ Министерства здравоохранения СССР № 1110 от 11 декабря 1975 г.). При меньшем числе учащихся в санатории организовываются репетиторские занятия силами учителей близлежащих общеобразовательных школ.

Строительство школьных зданий или пристроек классных комнат при этих санаториях разрешено осуществлять в необходимых случаях за счет капитальных вложений по отрасли «Просвещение». Школьные здания по набору и составу помещений должны отвечать основным требованиям строительных нормативов и правил общеобразовательных школ.

Школы санаториев находятся в ведении органов здравоохранения. Они строят свою работу по учебным планам, программам и учебникам соответствующих школ министерств просвещения союзных республик. Скорректированный для школ санаториев учебный план на соответствующий учебный год утверждается министерством просвещения совместно с министерством здравоохранения. При этом в учебном плане частично сокращается общее число часов в неделю по основным предметам и не включаются в расписание уроков такие предметы, как физкультура, пение, черчение.

Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в санатории строится на основе утвержденной министерством просвещения союзной республики «Программы воспитания в детском саду». Обучающие занятия проводятся дифференцированно с учетом контингента больных детей.

Органы народного образования осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за работой школ, постановкой учебно-воспитательного процесса в детских санаториях, оказывают помощь в укомплектовании штата квалифицированными педагогическими кадрами, в приобретении учебников, методической литературы, наглядных пособий и технических средств обучения, привлекают учителей и воспитателей к повышению квалификации на курсах при институтах усовершенствования врачей.

Учебная, воспитательная, пионерская и культурно-массовая работа в детских санаториях подчинена медицинским требованиям и строится в полном с ними соответствии. Непосредственное руководство и организацию педагогической работы осуществляет заведующий педагогической частью, который отвечает за ее постановку. За деятельность школы, как и за деятельность всех подразделений санатория, несет ответственность главный врач.

Для тесной взаимосвязи и координации проведения лечебной и педагогической работы в детском санатории организуется медико-педагогический совет под председательством главного врача. В состав медико-педагогического совета входят сотрудники, имеющие непосредственное отношение к организации лечебно-диагностического и учебно-воспитательного процессов. За всеми проводимыми педагогическими и культурно-массовыми мероприятиями врачи обязаны осуществлять непосредственный контроль с точки зрения допустимости тех или иных нагрузок, как для всего коллектива больных детей, так и индивидуально для каждого ребенка.